Gur Khan attacks!
1759 subscribers

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

696 full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
696 read the story to the endThat's 49% of the total page views
10 minutes — average reading time
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Часть 1 Часть 2

Помимо люка запасного выхода в корме рубки и вырезов под люки в днище, у БМР-1 были еще два отличия, которые фирма MiniArt, выпустившая в масштабе 1/35 модель БМР-1, преподносит как отличия "ранних" и "поздних" по времени выпуска машин. Это бортовые резинотканевые экраны и смотровой прибор на крыше башни. Однако, поскольку оба эти «отличия» присутствуют в исходной конструкторской документации 1982 года, лично я сомневаюсь в справедливости такого деления. Указанные отличия, это скорее некий «эксцесс исполнителя» - Львовского БТРЗ, о причинах которого мы, наверное, уже никогда не узнаем.

Новые БМР выпущенные во Львове начали поступать в Афганистан в конце 1982 – начале 1983 года и быстро получили признание в войсках 40-ой Армии.

БМР-1 б/н 665  ИСР 191 ОМСП, 1985 г.
БМР-1 б/н 665 ИСР 191 ОМСП, 1985 г.

Судя по фото, имеющим четкую атрибуцию, БМР-1 были распределены в основном в инженерно-саперные роты мотострелковых полков, занимавшихся охраной, обороной и обеспечением движения важных дорог. В частности, эти машины точно были на вооружении инженерно-саперной роты 191-го отдельного Нарвского Краснознаменного ордена Александра Невского мотострелкового полка, стоявшего в Газни.

БМР-1 б/н 664 ИСР 191 ОМСП  Слева Горустович С. справа Усенко Н. 1986г.
БМР-1 б/н 664 ИСР 191 ОМСП Слева Горустович С. справа Усенко Н. 1986г.

Учитывая, что полк находился в прямом подчинении командования 40-й Армии, не было, наверное, ни одной более-менее значительной операции, в которой бы он не принимал участия. Только ущелье Пандшер полк проходил с боями трижды, в 1982, 1984, и 1985 годах. В последующем он был возвращен в состав 201 мсд, и поныне в статусе базы стоящей в Таджикистане.

БМР-1 командира ИСР 149-го гв.МСП, возглавляющая транспортные колонны  под охраной "Тулуканской" танковой роты. 17 июня 1983г.
БМР-1 командира ИСР 149-го гв.МСП, возглавляющая транспортные колонны под охраной "Тулуканской" танковой роты. 17 июня 1983г.

Так же были они в инженерно-саперной роте 149-го Гвардейского Краснознаменного ордена Красной Звезды Ченстоховского мотострелкового полка. ИСР этого полка базировалась в Кундузе. После вывода из ДРА полк остался в составе родной 201-й мсд в Таджикистане.

БМР-1 б/н 980 ИСР 181 МСП, подорванный в ущелье Тавах, Пандшер, 1984г.
БМР-1 б/н 980 ИСР 181 МСП, подорванный в ущелье Тавах, Пандшер, 1984г.

В составе 108-й мотострелковой дивизии, БМР-1 были в ИСР 181-го мотострелкового полка. Постоянным местом его дислокации был пригород Кабула Хайр-Хана, известный также, как Тёплый Стан.

Однако засветились БМР-1 и в частях дивизионного подчинения. Например, есть упоминание они были 271-м отдельном инженерно-сапёрном батальоне той же 108-й мсд. Батальон базировался вначале на Кабул (Хайрхана). Работал в районе перевала Хайрхана. Затем на Баграм.

 БМР-1 б/н 3072 (3022-?) ИСР 70 ОГвМСБр, 1983г.
БМР-1 б/н 3072 (3022-?) ИСР 70 ОГвМСБр, 1983г.

БМР-1 также состояли на вооружении ИСР 70-й отдельной гвардейской мотострелковой дважды Краснознамённой, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады. Зона ответственности бригады — продолжительная по соприкосновению с Пакистаном, территория юга Афганистана, провинции Кандагар и Гильменд. Судя по воспоминаниям заместителя командира ИСР 70-ой ОМСБр по политчасти, бригада получила БМРки чуть ли не самой первой. Во всяком случае, по его воспоминаниям, они уже вовсю применялись там в 1983 году: «В инженерно-техническом взводе инженерно-сапёрной роты бригады на вооружении находились три БМР-1 (номера 3022…). Все три БМР-1 нашей ИСР активно использовались в боевых действиях.

БМР-1  ИСР 70 ОГвМСБр, 1983г.
БМР-1 ИСР 70 ОГвМСБр, 1983г.

Одна БМРка в 1983 году постоянно находилась в 3 МСБ в Пустыне и водила колонны от расположения батальона до Синджарая или от Синджарая до выезда на бетонку в сторону Кишки. Старшим сначала был там старший лейтенант Александрович, потом его сменил старший лейтенант Нагибин Володя, а затем был и я. Выезжали часа в 4 утра, а возвращались на базу часов в 16-17. В пустыне катки трала подымали пыль, которая потом оседала на саму машину, всасывалась внутрь (по-боевому ничего не было видно). Лица экипажа покрывались толстым слоем пыли как маска. Из-за этой пыли пулемёты почти не работали, особенно КПВТ.

БМР-1  ИСР 70 ОГвМСБр, район границы с Пакистаном, 1985г.
БМР-1 ИСР 70 ОГвМСБр, район границы с Пакистаном, 1985г.

Первое время духи особо не трогали «Луноход» (БМР-1), но потом поняли, что это за зверь и приятного стало мало. Кажется, в 1983году на Чёрной площади (ЧП) выстрелом из гранатомёта попали в ось катка трала, каток развалился и потом долго ещё его части (блины) лежали на ЧП. Тогда на БМРке ехал командир ИТВ старший лейтенант Валера Агафонов.

БМР-1 (в правом нижнем углу снимка) ИСР 70 ОГвМСБр, у ГСМ, р-н Кандагара, 1984г.
БМР-1 (в правом нижнем углу снимка) ИСР 70 ОГвМСБр, у ГСМ, р-н Кандагара, 1984г.

И это было далеко не единственное покушение на «Луноход». На той же ЧП, когда мы вели бригадную колонну на операцию, выстрел из гранатомета попал в третий левый опорный каток. Правда это обнаружили, когда пришли уже на место где должно было разместиться управление бригады. Дыра в катке была приличная!

БМР-1 (в центре снимка) у ГСМ, ИСР 70 ОГвМСБр, р-н Кандагара, 1984г.
БМР-1 (в центре снимка) у ГСМ, ИСР 70 ОГвМСБр, р-н Кандагара, 1984г.

Из-за усиленного днища и навешенного трала нагрузка на двигатель в БМР-1 была гораздо больше чем на СУ-122-54. Двигатели работали на износ, «жрали» масло и долго не выхаживали. Механикам-водителям приходилось постоянно возить с собой целый бак масла. А летом в 1984 году перед выходом на бригадную операцию механики-водители с техником роты старшим прапорщиком Пилипенко Вацлавом Адамовичем за ночь вкинули в машину новый двигатель и утром БМРка ушла во главе бригадной колонны.

Занятия по изучению мин в ИСР 70 ОГвМСБр,, 1984г.
Занятия по изучению мин в ИСР 70 ОГвМСБр,, 1984г.

Кажется, осенью 1984 года мотострелковый батальон бригады вошёл в Кандагар ночью и духи сразу почти в упор подожгли выстрелами из гранатомёта три БТРа. Вспыхнув факелами, горящие БТРы перекрыли полностью дорогу остальным. Всё горело, рвались б/к, а вокруг ночь… Тогда по приказу комбрига мы выдвинулись на БМРке туда и расталкивали горящие и рвущиеся «коробочки» расчищая путь батальонам. Механиком-водителем на БМР был Таран. Сзади на машине был закреплён бак с запасом масла и очень не хотелось, чтобы этот бак загорелся от рвущихся вокруг боеприпасов в горящих БТРах.

Мина- "итальянка" TS-6
Мина- "итальянка" TS-6

Зимой 1984 года в районе Махаджири, Пасаб мы выставляли танки вдоль бетонки со стороны Пустыни. Вдруг под правым катком трала взрыв мины (видимо TS-2,5). Трал подбрасывает, БМРка глохнет. Оглушенные, с окровавленными физиономиями (механиком-водителем был Миша Гудыма) выползаем наружу. У Миши тогда стеклом от очков всё лицо посекло. АКБ как всегда села, сжатый воздух в баллонах закончился, остался один вариант – дёрнуть. Но братья-танкисты, увидев подрыв «Царицы пустыни», особым желанием не горели. Уговорив их, пришлось идти перед танком, показывая, что всё проверено и мин нет. Заведя свой «Луноход» и заклеив порезы (рядом оказался наш врач-стоматолог Ваня Сухан), мы двинулись дальше.

Про эти машины и их механиков-водителей можно рассказывать много. Доставалось ребятам по полной».

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

БМР-1 работали в отрядах обеспечения движения (ООД). Их работа заключалась в лидировании колон, при котором осуществлялось разминирование колеи. Часто, в особенности на известных минно-опасных участках, движение колонн осуществлялось рывками. Впереди шли саперы с миноискателями и щупами. После проверки ими участка дороги в несколько сотен метров вперед выдвигалась БМР-1, а за ней и остальная колонна. Однако для ускорения прохождения колонн, часто машина шла вперед самостоятельно, принимая все мины на себя.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Отряд обеспечения движения, в который включалось подразделение саперов и мотострелковая рота с танковым взводом, выходил на дорогу обычно за 1-2 часа до прохода основной колонны. Если в отряде не было инженерных машин разграждения и боевых машин разминирования, то на танки навешивались катковые минные тралы КМТ-5. Затем на наиболее опасные участки выдвигались подразделения блокирования, которые разворачивались в боевой порядок вдоль маршрута. При проводке транспортных колонн охранение назначалось из расчета один бронетранспортер или БМП на десять автомобилей. Построение боевого порядка диктовалось условиями местности, как типовой вариант можно выделить размещение одиночных танков, БТР и БМП на удалении прямого выстрела друг от друга. Промежутки занимали группы мотострелков с интервалом между группами 300-400 метров. Лишь потом начинала движение транспортная колонна.

Саперы проверяют обочину дороги с твердым покрытием перед прохождением транспортной колонны
Саперы проверяют обочину дороги с твердым покрытием перед прохождением транспортной колонны
Проверка дороги сапером с собакой перед проходом колонны
Проверка дороги сапером с собакой перед проходом колонны

При движении колонн боевых подразделений обязательно назначалось боевое охранение. Вот, например, походный порядок боевого охранения мотострелкового батальона при проведении операции в районе Баграма 12 мая 1987 года: пешая разведка, танк с катковым минным тралом, инженерная машина разграждения ИМР-1, танк с универсальным танковым бульдозером. Следом – основная колонна батальона в следующем порядке: БМП (танк), орудие развернуто вправо, два грузовых автомобиля, снова БМП (танк), но орудие развернуто влево, опять два грузовых автомобиля и так далее.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Опыт боевых действий в Афганистане показал, что отряд разграждения и обеспечения движения способен обеспечить в горной местности темп наступления мсб 2–2,5 км/ч.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Саперам особенно большие неприятности доставляли мины TS-2,5 и TS-6 с пневмомеханическими взрывателями итальянского производства. Их особенностью был замедленный подрыв – мина взрывалась не мгновенно, после того как на нее наезжал каток трала или гусеница танка, а с некоторой задержкой. Как правило под первым, но чаще под вторым катком. Именно под борьбу с ними и был создан трал «Парнас». Позже, когда душманы убедились. Что подрыв стандартной противотанковой мины как правило выводит из строя только ходовую часть, они начали применять фугасы: устанавливали в одно гнездо сразу по 2-3 мины, усиливали мины дополнительными зарядами ВВ, минометными минами, артиллерийскими снарядами, в отдельных случаях даже авиабомбами. При этом для подрыва иногда использовались проводные линии, а пункт управления фугасом располагался в 400-500 метров от него. Для борьбы с такими фугасами потребовалось введение в состав трала специального корчевателя. Правда, нужно оговориться, что случаи реального применения такого способа подрыва были редки. Поэтому и корчеватели не нашли тогда широкого применения.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Служившие на БМР-1 в Афганистане отмечают их высокую живучесть и хорошую ремонтопригодность. В качестве иллюстрации процитирую отрывок из воспоминаний бойца ИСР 191-го МСП Виктора Руденко (1986г.):

«К вечеру на дороге, по которой прошли, снимая мины, второй раз за день подорвался БМРка Олега Дмитрука. Для Олега, командира машины, это был, наверное, десятый по счету подрыв. Взрывной волной разорвало гусеничную ленту и смяло в лепешку два катка. Воронка от взрыва оказалась большой. Видимо, был фугас: пара мин или одна мина, усиленная дополнительным зарядом тротила… К БМРке Олега подошли саперы, водители ротных "Уралов". Под его руководством отвинчивали поврежденные катки, выколачивали куски оплавленного металла. Заменяли катки, ставили новые траки вместо поврежденных. Все делали быстро, ведь позади нас ждала колонна. И не дай Бог, еще начнется обстрел…

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

На следующий день проверяющий из Ташкента вновь стал командовать саперами. "Медленно идете, медленно дорогу проверяете, пусть впереди идет БМРка". Ближе к вечеру боевая машина разминирования подорвалась на усиленном фугасе. Все, кто находился на "броне", были контужены. Больше всего досталось начальнику инженерной службы полка майору Валерию Цегельному. Он даже не смог первое время после взрыва встать на ноги».

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Интересно, что как отмечает В.Г.Руденко, люки на БМР-1 «по-боевому» они практически никогда не закрывали.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Очень интересны его же замечания о условиях обитаемости БМР-1: «После ужина сил хватило только на то, чтобы забраться в машину, укрыться бушлатом и сразу же отключиться. ...Я проснулся так быстро, что испугал самого себя. Внутри башни БМРа стояла зыбкая предутренняя тишина. Все еще спали. Отбросил бушлат в сторону и огляделся: в полумраке блестели зеленоватыми "глазками" оптические приборы - триплексы, в ограниченном пространстве спали ребята - кто как смог втиснуться. Каждое утро я удивляюсь тому, как мы вшестером вмещаемся в башне БМРа. Внутри негде развернуться: рычаги, цинки с патронами, приборы. Пытаешься подвинуться, и обязательно задеваешь за какие-то железки. Мы же спим несколько ночей подряд вшестером, и ничего - не жалуемся. Но откровенно говорят, и спать-то больше негде! Где спит пехота, нам даже думать не хочется. Где? Конечно, на окоченевшей земле, в палатках, насквозь промерзающих ночью. Вставать с нагретого места не хотелось. Я перевернулся на другой бок, пошевелил затекшими за ночь ногами и постарался забыться, рассеянно рассматривая расположенные надо мной крупнокалиберный пулемет - основное огневое оснащение машины (пушек на БМРе не было). Но уснуть не удавалось».

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

БМР-1 в силу наличия рубки на ночь превращался для саперов в «родной дом». Это обстоятельство не осталось незамеченным и впоследствии сыграло свою роль в проектировании БМР-2, а затем и БМР-3.

В целом, опыт Афганистана показал, что БМР-1 оказался достаточно удачной машиной. Он позволил серьезно уменьшить потери техники на минах, при этом увеличили скорость движения колонн. Не случайно на БМРы очень быстро пошли заявки и от танкистов, и от пехоты.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Однако нужно помнить, что БМР-1 начал действовать на первом этапе войны, когда духи еще не применяли в массовом количестве фугасы. Это и обусловило первой БМРке репутацию такой живучей машины. В последствии ряд машин был все же потерян, но, опять же без гибели экипажей - потерь среди личного состава на них не было. Последнее можно считать невероятным везением, так как ПМЗ БМР-1, как и ее наследницы БМР-2 все же была недостаточная.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

В советский период своей истории БМР-1 «засветилась» так же при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Судя по кадрам хроники и фотографиям с отстойников «грязной» техники, там использовалась как минимум одна машина. Предварительно она прошла доработку. Рубка для усиления защиты от радиации была освинцована, а башня снята. Вероятно, она выполняла роль обычного тягача и была переброшена туда прямо с БТРЗ в «пожарном» порядке. Уже в наши дни, охотники за цветметом содрали с нее свинцовую защиту. Кто знает, куда попал этот свинец?!

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

К моменту вывода советского контингента, относительно большое количество БМР-1 оказалось потеряно по тем или иным причинам. Их остовы до сих пор являются своеобразными памятниками на обочинах афганских дорог.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Интересно, что судя по фото, одну из брошенных машин афганцы, судя по всему восстановили и пытались использовать. На одном их относительно свежих фото БМРка, брошенная на обочине, имеет довольно свежий вид.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Оставшиеся БМР-1 оказались на Украине. Там же остался и запас тралов «Парнас».

В период 2000-2006 годов как минимум одна украинская машина использовалась для гуманитарного разминирования в составе Временных силы ООН в Ливане (UNIFIL).

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

С 2014 года по настоящее время БМР-1 в составе 703-й инженерного полка ВСУ участвуют в АТО на Донбассе. Судя по имеющимся в Сети фотографиям, там использовались как минимум четыре штуки БМР-1. Самая известная машина имеет бортовой №155 и имя собственное - «Жужа».

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

По утверждениям волонтеров, машина выполняет задачи в зоне АТО еще со времен боев в июле 2014 года на Саур-Могиле. Судя по следам белой краски, именно она выполняла миротворческую миссию в Ливане. Так же стоит отметить, что у трала «Парнас», которым она оснащена, сломан левый корчеватель, да и сам трал изрядно поистерзан дорогами и жизнью.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Интересно, что среди фотографий БМР-1 в Афганистане, только одна, где БМР-1 оснащена тралом «Парнас», причем именно с корчевателем. Есть у меня предположение, уж не «Жужа» ли это? Хотя на «афганской» фото машина без бортовых экранов, но их, опять же могли и позже навесить.

Судя по статистике портала lostarmour.info, две БМР-1 ВСУ потеряли. Одна машина (ID: 1780) в сентябре 2014 года замечена в Солнцево на территории Учебного центра 1-й Отдельной Славянской мотострелковой бригады ДНР.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Судя по всему, машина была захвачена, после чего подверглась доработке путем установки защиты от РПГ в виде решеток (кстати, «Жужу» для тех же целей дополнительно обкладывали мешками с землей). Вероятно, какое-то время она использовалась не то по прямому предназначению, не то для учебных целей. А после поломок брошена в УЦ, где ее разукомплектовали, сняв трал и срезав решетки.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Вторая машина (ID: 6647) замечена в районе поселка Луганское в сентябре 2015 года. Ее везли на транспортере с явными следами пожара.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

На данный момент, точное количество выпущенных БМР-1 пока неизвестно. Ориентировочно, по моей оценке, их было выпущено порядка двух десятков. Вряд ли больше, если учесть, что СУ-122-54 было произведено всего 77 штук.

Тактико-технические характеристики БМР-1

Масса без навесного оборудования - 36,5 т

Экипаж - 3 чел.

Удельная мощность – 16 л.с./т

Среднее удельное давление на грунт – 0,81 кГс/кв.см

Длина с установленным навесным оборудованием – 9200 мм

Длина корпуса - 6000 мм

Ширина корпуса - 3270 мм

Высота до крыши боевого отделения – 2060 мм

Высота до крыши башни – 2432 мм

Ширина колеи (расстояние между серединами гусениц) – 2640 мм

Длина опорной поверхности – 3840 мм

Клиренс 270…280 мм

Двигатель – В-55В

Мощность двигателя – 580 л.с.

Скорость движения без навесного оборудования:

- по грунтовой дороге – 20…25 км/ч

- по шоссе – 30…33 км/ч

Расход топлива на 100 км пути без навесного оборудования:

- по грунтовой дороге – 280…300 л

- по шоссе – 180…190 л

Расход масла на 100 км пути:

- по грунтовой дороге – 7…11 л

- по шоссе – 6…8 л

Запас хода по топливу, без навесного оборудования:

- по грунтовой дороге – 200…250 км

- по шоссе – 250…300 км

Вооружение:

- 14,5мм пулемет КПВТ с боезапасом 600 патронов

- 7,62 мм пулемет ПКТ с боезапасом 2000 патронов

Приборы прицеливания и наблюдения:

командира ТКН-3 – 1шт; призменные – 4шт;

механика-водителя ТВН-2 – шт; БМО-190 – 3 шт;

наводчика – прицел ПП-61АМ – 1шт; наблюдения – ТНПТ-1 – 1шт

Средства связи:

Радиостанция Р-123М

Танковое переговорное устройство Р-124 на три абонента

Противопожарное оборудование – УА ППО

Средство маскировки - ТДА

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)
Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)

Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь прочитанным и подписывайтесь на мой канал! Будет еще много интересного!