«Прорыв» длинной в 15 лет

Близится очередная выставка вооружений IDEX в Абу-Даби. Что такое IDEX? IDEX – это одно из крупнейших и знаковых мероприятий в области маркетинга вооружений. Из числа тех, на которых производителям оружия нужно светиться обязательно. Поскольку данная выставка зарождалась и развивалась практически параллельно «новой» России, наше участие в ней всегда было достаточно сильным и представительным. Однако, после того, как госкомпания «Росвооружение» и крупнейшие наши оружейные корпорации оказались в «черной дыре» «Ростеха», уровень присутствия на таких международных мероприятиях существенно снизился. Нам это объясняют режимом экономии и санкциями. Сразу скажу – санкции – это полное фуфло. Устроители таких крупных выставок всегда рады видеть на своих площадках перспективных клиентов, и на государственном уровне готовы гарантировать возврат натурных экспонатов. Знаю это потому что лично общался с организаторами. А вот «экономия» и «оптимизация» - это то, без чего не могут жить наши современные «эффективные» управленцы. Прокомментирую выражением, подслушанным у своего друга, предки которого еще со времен Александра II «Освободителя» промышляли золотишком: «Дай экономисту золотой прииск – он и его тут же обанкротит».

Собственно, это все я к тому, что накануне IDEX, мой родной «Уралвагонзавод» таки решил немного пропиарится и создать некий положительный информационный фон. Начали, как водится, с публикации пресс-релиза. Из него мы узнали, что в данный момент приоритетным направлением компании является артиллерийское вооружение.

«Главными новинками в экспозиции УВЗ станут разработки ЦНИИ «Буревестник». На IDEX 2019 нижегородский институт представит межвидовую систему 57-мм вооружения, основанную на размещении унифицированного боевого модуля на сухопутных шасси различного назначения и на кораблях ВМФ. А главное - эта разработка ЦНИИ «Буревестник» делает реальным создание артиллерийских модулей для вооружения летательных аппаратов — штурмовых вертолетов и военно-транспортных самолетов», - пишет пресс-служба УВЗ.

Что ж, 57мм – это классная тема. Но выходить на крупнейшую международную торговую площадку с этой артисистемой глупо. Поскольку сейчас конкуренция среди производителей боевых модулей просто зашкаливает. Крупнейшие игроки предлагают целые линейки готовых решений. У нас такого нет. А значит мы заведомо позиционируемся как аутсайдеры.

Вот о чем бы хотелось узнать поподробнее, так это про планы оснащения 57мм АУ «штурмовых вертолетов и военно-транспортных самолетов». Это что-то реальное, или по-прежнему только фантазии уралвагонзаводцев? Честно сказать, о создании у нас в России подобных машин, ни я, ни кто-либо еще из моих коллег не слыхивал.

«Также нижегородской институт покажет абсолютно новое решение для российской армии - концепцию размещения 120-миллиметровых орудий на шасси автомобиля. В экспозиции будут представлены 120-мм самоходное артиллерийское орудие «Флокс» на колесном шасси «Урал» и 82-мм самоходный миномет «Дрок» на колесном шасси «КАМАЗ», - к сожалению, в релизе не оговаривается, будут ли эти системы представлены на выставке в виде натурных экспонатов или только моделей.

Первое можно только приветствовать, хотя надежды на продажу данных образцов, да и на их принятие на вооружение Российской армии – минимальны. Почему? Потому что поставить 120 – 122-мм артсистему и уж тем более 82мм миномет на колесное шасси не такая уж сложная задача даже для полевых мастерских каких-нибудь инсургентов. Может это и не так красиво в итоге получается, как у «Буревестника», зато дешево и практично. Ведь стоят обе эти колесные самоходки просто заоблачные деньги. Особенно «Дрок», автомобильная база которого дороже БТРа!

Свою фишку, свой показательный, топовый продукт, - танки, «Уралвагонзавод» напротив показывает только в моделях. Причем моделях крайне плохого качества. Мне есть с чем сравнивать – я видел своими глазами те «модельки», которые возят по выставкам, скажем немцы или китайцы. Но раскошелиться и заказать действительно модели мирового уровня, «экономистам-оптимизаторам» не позволяет их религия.

Впрочем, модель «нового танка» Т-90МС везет на IDEX даже не сам УВЗ, а «Рособоронэкспорт»: «Отдельно, в экспозиции АО «Рособоронэкспорт», будет выставлен макет танка Т-90МС», - говорится в релизе.

Вот только кому этот макет там нужен? Богатым потенциальным покупателям стран Персидского залива бесполезно показывать модельки – они любят полноразмерные «игрушки». Это прекрасно понимала прежняя команда УВЗовцев. И потому демонстрировала в Абу-Даби именно реальную машину. Демонстрировала не без успеха – намечались реальные контракты по ней. Однако новый менеджмент все договоренности спустил в унитаз.

Напомню, первая публичная демонстрация Т-90МС состоялась в 2011 году, а разработка была начата еще в 2005-ом. И вот теперь, спустя почти 15 лет с начала работ и уже более 10 лет с момента первой демонстрации, называть Т-90МС «новинкой» - полный идиотизм! Но ведь в офисе на Большой Якиманке работают «боги маркетинга». Он все знают, им виднее. Потому, видать и выдают в релизах вот такие перлы: «Это не очередная модернизация Т-90, а новая перспективная боевая машина. Об этом говорит и то, что в российской версии танк носит название «Прорыв». А вот, скажите мне, господа, если бы тема ОКР имела шифр не «Прорыв», а, скажем, какой-нибудь «Нарыв» или «Геморрой», нет, ну просто для того что бы «враг не догадался», как тогда бы вы Т-90МС позиционировали? Как «геморройную» машину? Шучу конечно… Стебаюсь, тролю… Но имею на то право. Потому что вы, господа, УВЗэшники, чуть ли не дословно цитируете то, что про Т-90МС писал я, но это было 7 лет назад! Тогда, в начале 2012 года в журнале «Техника и вооружения» (№1-2/2012г.) впервые было подробно и обстоятельно мной было рассказано об этом танке и направлении его модернизации. Именно тогда мною было рассказано и о «сетецентричности» и о «высокоточном оружии» и о «современных вызовах». А о «перспективности» этой машины я писал еще в 2010 году («Техника и вооружение» №5-7/2010г.). Все эти номера журнала есть в Сети и это легко проверить. Как и мои публикации на тему Т-90М/МС в блоге «Gur Khan attacks!». Но это было ДАВНО!

В 2010-2011 годах, Т-90МС/М действительно соответствовал и даже превосходил мировой уровень. Но, увы, уже не сейчас. Слишком много времени было упущено.

В 2011 году в России был прекращен выпуск Т-90 для нужд национальной армии. Вместо этого, началась модернизация Т-72, результатом которой стали «танки для нищих» - Т-72Б3. А ведь были у страны тогда и деньги, и возможности для реального обновления танкового парка! Если бы с 2011 года, УВЗ начал выпускать новые Т-90М (это было возможно технически) и УБМ «Прорыв-2» для оснащения ими танков Т-72 и Т-80 на площадках омского «Трансмаша» и БТРЗ, наши сухопутные войска имели бы сейчас совершенно иной, более сильный и современный облик. Но победили «плохиши», окопавшиеся в правительстве и минобороны. В результате качество российского танкового парка, не смотря на всю движуху, которую иначе как «имитацией бурной деятельности» не назвать, год от года падает. За прошедшее время американский «Абрамс» прошел уже несколько степеней модернизации. Так же несколько вариантов модернизации немецкого танка «Леопард-2» было представлено KMW и Reinmetall. Еще недавно я писал про отставание Китая от России в танковой области, увы, но теперь Китай нас уже опережает! И мало того, теснит с рынков. Вот посмотрим, что китайцы привезут в Абу-Даби – почти наверняка уверен, что это не будет макет, выращенный на китайском же 3D-принтере, а весьма серьезный натурный образец. И не удивлюсь, что по результатам IDEX, китайцы объявят об очередном своем танковом контракте. А все потому, что ныне в России никто не заботится о благе государства, о реальной защите и благосостоянии граждан, о реальной обороноспособности. Никто не хочет даже деньги зарабатывать – все хотят только «экономить», «оптимизировать» и тырить бюджет.

Конечно, я понимаю, что эти мои слова мало кому нравятся. Но это ведь реальность! Находятся на различных форумах, да и в комментах пишут, идиоты, утверждающе что я был "пиарщиком УВЗ, которого выперли, лишили дохода, и вот поэтому Хлопотов сейчас желчь изливает". Когда аргументов иных нет, это отличный прием, перейти на личность. Но и тут у них прокол – я никогда не работал на УВЗ, я никогда его не пиарил, и уж тем более за деньги. Был лишь один краткий период – с ноября 2013 по март 2017 года, когда по аутсорсу на основании соответствующего договора выполнял работы по реализации УВЗовского информационно-справочного проекта «Танкопедия». Прежний исполнитель год пытался до меня что-то сделать, но так и не справился. А вот я набрал команду и вместе все осилили за 3 месяца, а потом поддерживали и развивали проект. Оплата там была копеечная, но и то, УВЗ в итоге меня с ней кинул. Я ждал и надеялся на совесть руководителей госкорпорации два года, но поскольку начали поджимать сроки исковой давности, подал заявление в Арбитражный суд. 1 февраля дело принято к рассмотрению. Но повторюсь, это все сущая мелочь по сравнению с тем, что мною было сделано для УВЗ и отечественного танкостроения безвозмездно. Только из чувства патриотизма. Из понимания необходимости этого. Я хвалил УВЗ и тагильские танки когда для этого действительно был повод. Я ругал их, если для ругани так же был повод. Поищите мои высказывания за туже «Армату» - я никогда ее не хвалил! Практически ни разу! С 2010 года, как только началась эта ОКР я либо ее критиковал, либо просто репостил в блог пресс-релизы и официальные публикации. В то же время, с 2010 года, я активно продвигал Т-90МС. Именно я дал ему название – «МС», с моей подачи, путем голосования в Интернете, и потом еще отдельно внутри коллектива УВЗ и УКБТМ, ему было дано имя «Тагил». Даже некоторые конструктивные решения были выполнены по моим идеям (хотя об этом непосредственные исполнители даже не догадываются). Я готовил почву для переговоров по этой машине с рядом стран используя свои личные связи с людьми, которые оказывали влияние на принятие решений. И сейчас, да, мне обидно, что к руководству корпорацией пришли люди-недоумки, задача перед которыми одна – приватизация Уралвагонзавода. Надо ли объяснять, что будет означать «приватизация» УВЗ для российского танкостроения? Я не хочу, чтобы наш танкпром был угроблен, как это произошло на Украине, к примеру. Я не хочу, чтобы, не дай Бог война, и наши парни, то есть ты, читающий сейчас эти мои слова, свечей горел в наших российских танках. Моя критика – это не для понуждения кого-либо к тому, чтоб мне заплатили за молчание. Я денег заработаю куда более честным путем и без этого. Но понуждение наших генералов, чиновников, управленцев к действию.

Помните «сказку» Лескова про Левшу? Там ведь суть не в том, что что Левша «блоху подковал», а в том, что «в Англии ружья кирпичом не чистют»! Перечитайте! Мало что ли у нас в истории примеров было, когда оказывались со спущенными штанами и получали по сраке? Крымская война и Севастополь; Русско-японская – Порт-Артур и Цусима; 1941 год… Сравните государственную пропаганду конца 1930-х и нынешнюю. Это голимое шапкозакидательство ничего не напоминает?

Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!