Gur Khan attacks!
1757 subscribers

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

23k full reads
32k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 73% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

На подмосковном полигоне Алабино стартовали отборочные туры по танковому биатлону. С ужасом посмотрел кадры этого действа на канале "Москва-24". Почему "с ужасом"? Да вот, полюбуйтесь сами:

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы
Российские Т-72Б3М дымят как паровозы
Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

оригинал видео можно поглядеть по ссылке.

Наши самые современные (!) танки - Т-72Б3М он же Т-72Б3 образца 2016 года, он же Т-72Б3 с улучшенными боевыми характеристиками, дымят как паровозы! Дымят массово, со смаком.

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

Суть этого явления проста - их дизелям не хватает воздуха. Солдатик давит на газ, соляра рекой льется из форсунок, а полноты сгорания из-за нехватки воздуха нет. Естественно не добирается мощность, появляются проблемы с динамикой. Про повышенный расход топлива, а значит и существенно уменьшенный запас хода - уж молчу. Да и форсунки так намного быстрее засоряются. Уверяю, чистить их - то еще удовольствие.

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

А все почему? Потому что конструкторов - стариков загнобили на пенсии, а КаБэшная молодежь нихрена не понимает в том, чего делает. Совсем недавно в УКБТМ прошли сокращения отделов. На хи-хи ха-ха слили отдел силовых установок и отдел трансмиссии в один. Разом при этом лишились трех мужиков с учеными степенями... Это так, лишь маленький "цветочек" в виде иллюстрации.

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

Собственно, что из себя представляет 1130-сильный дизель В-92С2Ф (он же В-93), стоящий на этих машинах - перефорсированный вариант 1000-сильного В-92С2. Когда последний создавали, уже тогда была проблема с турбоямой. Это когда водитель дает газу, а турбина нагнетателя воздуха не успевает раскрутиться и подать в цилиндры его необходимое количество. По идее, нужно было ставить или приводной нагнетатель, или два турбокомпрессора. С приводным центробежным нагнетателем 1000 л.с. развить не получалось - прибавка мощности уходила на привод ПЦН. Попробовали комбинировать: ставить одновременно ПЦН и ТК. Таков был дизель В-92С1. Но возникла проблема с надежностью. Поставить два ТК - "религия не позволила". То есть табу на существенное изменение компоновки МТО. Приняли тогда по-саломоновски гениальное решение - оставили один турбокомпрессор, а воздух к нему подвели через конфузорную трубу, расположив ее в развале блока цилиндров. Мощность достигли, но вот на турбояму решили закрыть глаза. По идее ее эффект можно было снизить за счет электронного управления режимами работы двигателя. Но такую "хитрую" штуку, которая стоит на любом импортном авто, для танка сварганить у нас так и не смогли. Остается надеяться на мастерство регулировки топливной аппаратуры механиками и профессионализм водителей. Вот только где таких уникумов в наших Вооруженных силах взять?

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

В общем, пока эксплуатировали танки с 1000-сильными дизелями, еще как-то худо-бедно справлялись. А вот с перефорсированными по наддуву 1130-сильными - уже совсем беда, судя по приведенным кадрам. Их эксплуатировать не умеют совсем. Вот интересно, они гарантию хоть выхаживают? Почему-то мне сдается, что нет. Конечно, понта ради с таким дымлением можно мириться на танковых гонках. А вот ежели вдруг война? С этим дымом наши танки будут засекаться и уничтожаться на раз. И никакая маскировка не поможет.

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

Как исправлять ситуацию? Можно это делать несколькими путями. Для начала разработать соответствующую методику для обучения мехводов. И дрессировать, дрессировать, дрессировать... Хотя так себе вариант, конечно. Нужна современная топливная аппаратура и электронная интеллектуальная система управления. Вот только кто бы занялся ей? "Танкисты" валят на "двигателистов", "двигателисты" на "танкистов", а "воякам" всё пофигу. Да и есть ли сейчас в России такие специалисты? Наверное, все же есть, но, скорей всего где-то в отраслях весьма далеких от оборонки. Нужен так же "как хлеб, как воздух" новый компактный двигатель, который бы без больших переделок мог вставать в МТО танков типа Т-72 и развивать мощность порядка 1500 л.с. Да вот только где его взять?

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

Все работы по перспективному дизелестроению в России свернуты в угоду никчемному Х-образнику А-85-3А. Проблему могла бы решить танковая газотурбинная силовая установка - у нас уже был задел по таким агрегатам мощностью в 1500 л.с., была перспектива выхода и на 1800 и на 2000 л.с. при тех же практически габаритах. Но... и это направление в свое время развалили. Причем развалили не в 1990-е годы, а уже в 2000-е, когда вроде и деньги у страны были.

Российские Т-72Б3М дымят как паровозы

Что остается? Делать "рожу кирпичом" позорясь перед всем миром на биатлонных гонках, а танкистов в пору переименовать в "паровозников".

Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!