Таёжный вор Макар Курне ...

Жил да был у нас в деревне мужик внешности одиозной и звали его Макар Курне... Было имя его настоящие, иль только народная кличка- то подлинно не известно.

А деревенька наша называлась Мухор- Шибирь... Можно раздельно- так же и слитно. Это же Бурятия...

Внешности мужчина был трудноописуемой - горилла на его фоне милашка. Здоровенного росту с широченными плечами и длинными - до колен руками , весь заросший, до самых глаз курчавой бородою... На столь заросшем лице выделялись чёрные как угли глаза , нос и губы...Носа вернее не было- были две дырки громадные и две сосиски губ. И дефектом речи-таких у нас звали "бухтилами "иль "няф-няфами"...

Такой примерно был мужик- страшнее только и без носа...
Такой примерно был мужик- страшнее только и без носа...

В детстве мы боялись его очень и рассказывали страшилки с ним в главных ролях- кого и где убил и закопал...И сколько отсидел и скольких голыми руками в тюряге разорвал.

Сам он в деревне не жил - он был из БИЧей таёжных. Те , что селятся в заброшенных таёжных зимовьях или сами роют землянку . На жизнь промышляют охотой и собирательством грибов , ягод и серы лиственничной и орех кедровый готовят. Вернее подряжаются в бригады заготовителей.

Так и в этот раз он подрядился в бригаду на заготовку кедрового ореха. Работа та - интеллекта вообще не требует, только ориентации в пространстве и физические возможности. Ну с ориентацией понятно- дабы в тайге не заплутать. И с физвозможностями - необходимо иметь возможность несколько километров переть мешок с орехом килограмм под пятьдесят...

Макар в тайге был дома, а физические его возможности были практически не ограничены- мог нести до ста пятидесяти килограмм. В мешках это просто неудобно. И он сооружал нечто подобное поняги.

Фото с яндекса. Быстрая поняги... типа рюкзак каркасный с нагрузкой на ноги.
Фото с яндекса. Быстрая поняги... типа рюкзак каркасный с нагрузкой на ноги.

Тем он и занимался- с пускал со стана в деревню, к приёмщику заготконторы, орехи. Расчет производился с вожаком ватаги по окончанию сезона и были авансовые платежи на производство...

Закупщик был прохвост ... Подпаивая ходоков- искал слабых на горло и предлагал сдать излишки за наличку или за натуру- водку... Макар из них и оказался.

На базе, на своей, сказавшись слаб спиною ,брал несколько меньший обьём ...и шёл кружным путём к соседям . Обычно бивуак в тайге не охраняют- от кого???медведя только. Там он в тихую догружался треть , а то и половину. На одну и туже стоянку часто не ходил- менял явки. И у него всегда имелась водка... В тайге? в сезон? сухой закон... Всё это наводило на мысли.

И однажды его поймали- он бился как медведь , укладывая мужиков на лево и на право ...и только выстрел по верх головы, содравший клок волос с куском кожи его остановил.

Таёжные законы и его последователи суровы... По справедливости предложили выбор... сесть на пень или крест нести??? Сесть на пень- берут за ноги и под мышки, и не с размаху садят на пень низкий...и всё!!! иди домой- помирать, ну если успеешь дойти. Реально даже сразу не шанс спасти врачам- ливер частично обрывается внутри и потеря крови... А крест? раздевают до гола совсем и жердю к рукам крестом вяжут крепко...и иди куда хошь...

В деревне если повезёт- участковый освободит. В большинстве вокруг бурятские улусы- они в дела русских не лезут, да и понимают за что крест несёт... И ещё странное явление- семейские деревни, староверы...они убить такого несуна могут...За оскорбление креста.

Макар выбрал второй способ наказания...привязали ему не жердь- банное бревно. Далеко от становищ он не уходил - надеялся простят, а спускаться в деревню гордость не позволяла... Так и бродил привидением- ягоду , грибы ел ,ел и шишки с орехами- водички попить и то проблема- руки заняты.... Весь измарался в грязи , чтоб гнус особо не донимал.

Каким то способом неимоверным сумел сломать он то бревно и руки отвязать... На соседнем хребте, за время странствия с бревном, приметил стоянку студентов Иркутского Мехопушного института... Они отрабатывали практику по заготовке ореха кедрового. К ним он и припустил- там его ещё не знали.

Студенты-есть студенты... песни у костра, девушки ,романтика и страшилки детские- о етти всяких и медведях шатунах и волках оборотнях... На стане как всегда никого не было- была только студентка- бурятка ,поварила- ну еду на всех готовила... Буряты вообще ещё до сих пор живут в глубоком суеверии...

А тут под треск веток и качанье молодых кедров из сумеречной глубины леса выскакивает не таясь здоровенное и дюже вонючее существо... С рыком переворачивает казан, хватает недоваренную горячую мосалыгу и начинает её рвать зубами с костью и хлеб булками цельными есть...

Повариха убежала в лес с истошным воплем и больше не возвращалась. А наш Макар никак не мог остановиться в набивание пуза своего, за чем его и застали поспешившие на дикий вопль другие студенты... Хотели сразу застрелить, но убедившись ,что он не агрессивен не стали. Часть пошли искать студентку беглую- другие развлекались фотографированием чудного Макара.

Потом ,когда студенты уже после практики учились снова в институте, кто-то опубликовал шутливую историю о "етти из Бурятии "с фотографиями Макара из того происшествия и уже эта публикация попала в более серьёзное издание.. И ею заинтересовались научные бурятские мужи... и даже была экспедиция в поисках его...но это уже совсем другая история.