Хакнем
34 040 subscribers

Кто изгонял священников из храмов и почему за них не заступались прихожане

17k full reads
27k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 62% of the total page views
5 minutes — average reading time

Сразу после Февральской революции церковь столкнулась с серьёзной проблемой в виде "революции церковных приходов”.

Поясню историю проблемы

При Павле l у приходов отобрали право выбирать себе священника.

В сочетании с территориальным принципом формирования приходов и ограничением доступа в число священников для других групп населения сложилась ситуация, когда приход, подобно уделу, передавался от отца к сыну или от тестя к зятю.

В следствие этого сложилось самое сословное из всех сословий, в котором с одной стороны — прихожане были полностью лишены выбора, с другой стороны — свинское поведение отдельных представителей клира старались “ не выносить из избы”, ограничиваясь денежными штрафами, по сути взятками.

При Александре I приходы были лишены права распоряжаться пожертвованиями.

До 90% пожертвований изымались как для различных супер прожектов, так и для поддержания благосостояния высшего духовенства на “ достойном”их сана уровне жизни...

Как результат этого — культовые здания вне крупных городов, а зачастую и в крупных городах, стали приходить в запустение и разрушаться.

В следствие издания Временным Правительством “закона о свободе совести” и отмены старого законодательства, принуждающего под страхом административного и уголовного наказания к участию в религиозных обрядах:

Часть населения просто перестала посещать церкви, часть начала их активно разрушать.

  • Так Деникин упоминает ситуацию, когда, вскоре после Февральской революции, в одной из дивизий дивизионную церковь стали использовать как конюшню, а за аналоем устроили отхожее место. И никто из бойцов дивизии, (вооруженных русских людей) против этого не возражал. И при чем здесь “люди выскочившие из за черты оседлости” сочинения господина Пети Толстого?

Начался захват приходами церковной собственности и изгнание “потерявших совесть и человеческий облик” священников.

  • К моменту начала работы Поместного Собора таковых набралось порядка 5% от 50 тысяч священников или около 2.500 человек.

В масштабах страны не так уж и много, но большая часть из них явилась к собору требуя восстановить свои “природные права” и были очень заметны. Некоторая часть попыталась качать права прямо по месту и не все из таковых свою попытку пережили.

А тут ещё и съезд Советов с его “декретом о земле”. Одного из серьезнейших источников дохода, позволяющего получать деньги ничего не делая, не стало. Но клир стоял за свои привелегии горой и допустить мысль, что в стране могут быть другие свободные люди, кроме попов, не мог.

Даже мысль о том, что люди, которых они считали за стадо, могут , "подобно протестантам" решать, кто будет их священникам и куда будут расходоваться деньги, отрываемые этими людьми от очень скромных средств. Хотя протестантская община лишь вернула себе права, которые имела любая христианская община до 11 века.

Никакого контроля доходов, никакого избрания священников паствой — вот только стоя на такой позиции клир превращался в генерала без армии.

И тут подоспел Декрет “Об отделении церкви от государства и школы от церкви".

Иерархи поняли, что могут потерять все, и дали приходам все права, в том числе объявлять культовые сооружения собственностью общины верующих.

Это была неплохая попытка столкнуть лбами большевиков и верующих. Но большевики проявили гибкость, согласившись на использование культовых сооружений принадлежащих государству (таких например как Исаакиевский собор) для служб, при условии надлежащего ухода за зданиями.

Кто-нибудь представляет себе, сколько стоит надлежащее содержание такого сложного архитектурно технического сооружения, являющегося к тому же памятником архитектуры.

В итоге до 1925 года в РПЦ практически правила церковная община. Впрочем, и большевики об этой попытке не забыли и отплатили её авторам, когда смогли.

Всероссийский Поместный собор 1917
Всероссийский Поместный собор 1917

Снижение доходов, отсутствие гарантированных перспектив для потомства, необходимость соблюдать хотя бы внешние приличия привели к тому, что по данным американского исследователя истории РПЦ , Грегори Фриза, к середине 20-х годов до 2/3 приходского духовенства оставило службу. В любом случае порядка 6 500 человек официально сняло с себя сан.

А как же сотни тысяч священников, убитых на Бутовском полигоне?

В 1915 году в РПЦ было 68 119 священнослужителей (включая приходских священников, дьяконов и высшее духовенство) и 11 845 монахов.

По переписи 1926 года к православным священнослужителям отнесли себя 58 587 человек. Учитывая снявших сан, (6 500) и покинувших страну или просто оказавшихся за ее пределами ( около 5 000), также в царское время ежегодно выпускалось из всех видов теологических учебных заведений 1300 новых священнослужителей, призванных заменить ушедших в мир иной священников.

Уже во время мировой войны число выпускников таких заведений сократилось, поскольку до 60 % их были использованы, решением царского правительства , для размещения госпиталей, а часть осталась на захваченной немцами территории.

В начале 1918 года, после прекращения финансирования церкви большевистским правительством, духовное образование прекратилось вовсе. В следствие этого естественная убыль численности священнослужителей составила как минимум 1 300×8 = 10 400 человек

На основании вышеизложенного следует признать — уменьшение числа священнослужителей в следствие насильственной смерти в первые 10 лет советской власти не превышало одной тысячи человек.

Так стараниями Православного Свято-Тихоновского богословского института за период 1917- 1926 поименно определены погибшие насильственной смертью, погибло 856 священнослужителей. То есть около 90 человек в год. Не мало, но и не много для тех лихих лет.
Когда людей, и в частности священников, убивали и белые, и красные, и бандиты, выпущенные Керенским из тюрем, прихожане недовольные моральным обликом пастырей, другие священники, устраняя конкурентов и простые обыватели, как это порой происходит и сейчас.

Для сравнения — только в 1905 году при проведении еврейских погромов, с обязательным участием священно служителей, было убито более 800 человек. А в годы гражданской войны в погромах проводимых белыми, зелёными, петлюровцами и просто казачьими частями, было убито до 300 000 евреев, имевших несчастье не успеть “выскочить из-за черты оседлости.

Полковой священник в Российской империи
Полковой священник в Российской империи

А как же разрушенные и взорванные храмы?

Тут вопрос несколько выходит за пределы моих познаний. Но американская исследовательница сохранности памятников архитектуры Катриона Келли указывает, и это совпадает с моими сведениями, что в Ленинграде разрушений церквей в первые десять лет советской власти не было вообще.

А общее уменьшение числа действующих церквей ограничилось закрытием церквей в учебных заведениях, армии, флоте и гос. учреждениях и предприятиях, что на мой взгляд абсолютно правильно , для светского государства. Ни одна общедоступная церковь не была закрыта .

Впрочем, буду рад узнать о фактах, именно фактах, не сплетнях, опровергающих или дополняющих эту информацию

Собственно главный для меня вопрос. Как считать г-на Петю Толстого, нацистом или фашистом, как вы считаете?

Начало темы пост "Об участии РПЦ в свержении императора и разрушении Российской империи".

Автор: #павел_аир 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

PS Почему автор вспомнил Петра Толстого? Эфир с участием общественного деятеля отвечает на вопрос.

Подпишитесь на хэштег #павел_аир и читайте новые статьи популярного автора нашего канала

Кто изгонял священников из храмов и почему за них не заступались прихожане

Хотите опубликовать свой пост в нашем канале? Напишите нам на почту: story@haknem.com