Как ВПР повлияет на успеваемость учеников?

19 August 2019

На прошлой неделе Рособрнадзор опубликовал список российских школ, чьи результаты ВПР оказались необъективными. Таких образовательных учреждений оказалось целых 2,5 тысячи. У многих обычных граждан, не связанных с образовательной деятельностью, возникает вопрос: «Что ещё за ВПР? Почему столько российских школ имеют с этими ВПР какие-то проблемы? И вообще, это будет касаться моего ребёнка? Нам одного ЕГЭ мало что ли? Я попробую рассказать о данном новом виде оценочной процедуры для наших школьников.

«ВПР (всероссийские проверочные работы) — это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Они не являются аналогом государственной итоговой аттестации (ЕГЭ), а проводятся на региональном или школьном уровне. Это обычные контрольные работы. Результаты таких проверочных работ НЕЛЬЗЯ использовать для выставления годовых оценок, это "диагностические работы, которые позволяют оценить индивидуальные достижения учащихся". ВПР никак не влияют на успеваемость учеников».

Я представил вам «краткую выжимку» с официальных образовательных порталов. Т.е. задумка руководящих органов позитивная — проводить срез знаний среди учащихся, используя КИМы (задания), присылаемые из Москвы во все регионы. Это позволяет диагностировать, как на самом деле обстоят дела у учеников со знаниями в той или иной учебной дисциплине. Потому как, не исключено, когда мы — учителя составляем тесты, контрольные, самостоятельные работы для своих учеников, так или иначе «сглаживаем углы». Готовим несколько вариантов заданий для сильных учеников, для средних и для слабеньких. Формулировать вопросы можем слово в слово как на уроках разбирали, чтобы дети сразу вспоминали. Мы не враги сами себе, понимаем, что результаты детей — это результат нашей работы, поэтому такие хитрости не исключены. А вот для того, чтобы узнать «объективно» кто из учеников как что знает по предмету, и вводятся ВПР. И всё бы хорошо, да только русская присказка, что «хотели как лучше, а получилось, сами знаете как» начинает проявляться и здесь. Вот почему:

1. Не как на ЕГЭ, но почти. Все руководящие органы в образовании утверждают, что это просто контрольная работа, но при этом на практике учитель — предметник, работающий в классе, не может присутствовать на ВПР в этом же классе — необъективно. Лучше учитель будет совсем по другому предмету, чтоб не подсказал точно. Учеников в класс запускаем по одному, без сумок, только ручка. Общественные наблюдатели, видеосъёмка — совсем ведь не как на ЕГЭ!

2. Результат ни на что не влияет. Вышестоящие органы повторяют нам, что результаты ВПР ни на что не влияют, но при этом, учителя составляют таблицы, где оценка за ВПР сравнивается с оценкой ученика по данному предмету за прошлую четверть. Разница в 1 балл допустима, в два — плохо. Отсюда и вытекают «необъективные результаты ВПР», за которые школу могут ждать даже «дисциплинарные» взыскания. Совсем не влияет ни на что. И тут же другой момент. Когда мы сообщаем детям, что результаты ВПР не влияют на их оценки, ученики и пишут их, не стараясь, зная, за двойку ничего не будет.

3. Содержимое заданий. ВПР составляют на основе ФГОСа по каждому предмету и классу — это понятно и логично. Но я уже сталкивался с тем, что в ВПР 7 класса по обществознанию в прошлом учебном году были темы, которые я не изучал с ребятами. Я спрашивал у одного из представителей регионального органа, почему так может быть, на что мне дали ответ, что я не выполнял ФГОС, раз дети не знали этого. Но так-то у учителей рабочие программы, учебно-методические комплексы, у школы комплекты учебников — всё по ФГОСу. Непонятно. Ещё непонятнее мне от того, что ВПР проводятся в апреле, задания в них за весь годовой курс предмета, в том числе темы, которые по программе я изучу с учениками только в апреле и в мае (на примере своей истории и обществознания пишу). Значит, я должен перекраивать всю программу, чтобы изучить все темы к ВПР, и после как-то составить оставшиеся уроки. Ещё мне нравится мнение, что ВПР приравнять к итоговым контрольным работам за год. Тогда ВПР нужно в мае проводить? Ответов пока не получено.

Я прекрасно понимаю, что все участники образовательного процесса заинтересованы в повышении качества знаний наших учеников. Замечательно, что был разработан такой формат, как ВПР. Внешняя диагностика, проверка не вредит. И если учитель работает профессионально, то его подопечные и на ВПР, и на ЕГЭ, везде покажут достойные результаты. Хочется только, чтобы любая такая хорошая инициатива подстраивалась под реалии российских школ. Спокойно и не спеша становилась частью образовательного процесса. А, не ломая всё вокруг об колено, врывалась в школьную среду, усложняя всем жизнь.

Ученикам, которые в 7 классе должны написать 8 ВПР (почти по всем основным предметам). Учителям, которые должны и проверить все работы, и таблицы заполнить по результатам, и отчёты очередные написать, кто и что получил, и почему. Да я уверен, во всех сферах нашей страны граждане сталкиваются с хорошими инициативами, которые почему-то в реальной жизни сильно отличаются от своего содержания на бумаге…

Автор: Якушев Виктор, 26 лет. Учитель истории и обществознания. с.Никольское, Сысертский район, Свердловская область.

Внимание! Объявление для подписчиков канала "Хакнем Школа".

Готовься к ОГЭ и ЕГЭ с репетитором по-новому! Учебная платформаTETRICAэто уникальная учебная программа для твоего результата. Строжайший отбор репетиторов, контроль процесса обучения для родителей. TETRICA поможет Вам подготовиться к экзаменам, устранить пробелы в знаниях и получить уверенные баллы на ЕГЭ.

Записаться на пробный урок по этой ссылке.