Ядерные ракеты против бомбардировщиков

Во второй половине 50-х годов 20-ого века межконтинентальные баллистические ракеты еще не заняли доминирующего положения, и в качестве основной угрозы для своей территории США рассматривали советские ядерные бомбардировщики. Пушки и пулемёты были уже не столь эффективны, а ракеты еще не стали надежным средством поражения. Тогда было принято решение нивелировать низкую точность ракет класса «воздух-воздух» ядерной боевой частью.

Ту-95РЦ и сопровождающий его F-14A Tomcat.
Ту-95РЦ и сопровождающий его F-14A Tomcat.

В 1954 году фирма Дуглас приступила к разработке нового оружия, предназначенного для запуска с перехватчиков по бомбардировщикам противника. Так как поражение самолётов предполагалось ядерным взрывом, то ракету решили проектировать неуправляемой. Это должно было сделать систему более простой и надежной, более того в ней не устанавливалась какая либо электронная начинка.

Ракета класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью под крылом самолёта.
Ракета класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью под крылом самолёта.

Что касается обозначения новой ракеты класса «воздух-воздух», то ввиду секретности проекта новое оружие сменило несколько наименований, например «охотничья собака, натасканная на птиц», «динь-дон» или «звон колокольчика» и «старшая карта», но в итоге, после принятия на вооружения в 1957 году, ей было присвоено армейское обозначение MB-1. А после переклассификации вооружений в 1963 году ракета стала именоваться AIR-2 «Джинни» или просто «Джинн» из-за своей колоссальной мощности.

AIR-2 «Джинни» в музее.
AIR-2 «Джинни» в музее.

По сути, MB-1 был неуправляемым снарядом с ядерной боевой частью, использующим для полета и маневренности только стабилизационные возможности. Длина ракеты составляла 295 см, диаметр 444 мм, а вес 373 кг. Запускался снаряд с помощью твердотопливного двигателя «Тиокол» SR49, который создавал тягу в 162 килоньютона. Он разгонял ракету до скорости 3,3 М (около 1100 м/с). Максимальная дальность пуска составляла 10 км.

Пуск ракеты AIR-2 «Джинни» (отсутствует ядерная боевая часть).
Пуск ракеты AIR-2 «Джинни» (отсутствует ядерная боевая часть).

Ну и основное, ракета оснащалась боевой частью W25. Разработка этой ядерной боеголовки с номинальной мощностью 1,5 килотонны началась в 1954 году специально по заказу фирмы Дуглас. Серийное производство было налажено на Берлингтонском армейском оружейном заводе. W25 имела комбинированный ядерный заряд (уран и плутоний). Всего было произведено 3150 боеголовок различных модификаций. Согласно оценкам, эффективный радиус поражения составлял 300 метров.

Взрыв боевой части W25.
Взрыв боевой части W25.

Подрыв W25 осуществлялся программируемым дистанционным взрывателем с отработкой времени и несколькими ступенями предохранения. Снятие первой ступени предохранения производилось по сигналу датчика перегрузок при пуске ракеты, второй ступени - после завершения работы двигателя.

Ядерный взрыв на месте детонации ракеты AIR-2 «Джинни».
Ядерный взрыв на месте детонации ракеты AIR-2 «Джинни».

Первый образец ракеты AIR-2 был готов в 1955 году, а первые испытания начали проходить спустя год. Но все эти учебные пуски осуществлялись без установки боевой части W25. В целях военного пиара, чтобы продемонстрировать обеспокоенной общественности безопасность подрыва ядерной боеголовки над населенными районами США, было произведено единственное испытание ракеты AIR-2 «Джинни» со штатной боевой частью.

Подвеска  ракеты AIR-2 «Джинни» на самолёт.
Подвеска ракеты AIR-2 «Джинни» на самолёт.

Итак, 19 июля 1957 года на полигоне в Неваде рядом с табличкой «Нулевая отметка. Население 5 человек» собралось, соответственно, 5 офицеров ВВС США (все добровольцы) и один фотограф, который по собственным словам не слишком обрадовался заданию. Их единственной задачей было стоять прямо под эпицентром взрыва с непокрытыми головами, чтобы продемонстрировать низкую опасность воздушных ядерных взрывов.

Офицеры США в ожидании ядерного взрыва у себя над головой.
Офицеры США в ожидании ядерного взрыва у себя над головой.

В ходе этого испытания истребитель-перехватчик Нортроп F-89 «Скорпион», пилотируемый капитаном Эриком Хатчинсоном и капитаном Альфредом Барби осуществили пуск AIR-2 «Джинни» над атомным полигоном в Неваде на высоте 4,5 километра. Ракета взорвалась над заданным местом примерно на той же высоте. Полученная добровольцами доза радиации оказалась незначительной, и даже меньшей чем у пилотов самолётов, пролетевших через облако взрыва спустя десять минут. Ну а я предлагаю Вам посмотреть, как это было.

Что касается шести испытателей, то позже каждый из них столкнулся с раковыми заболеваниями — и каждый победил болезнь. Насколько их недуг был связан именно с испытанием 19 июля сказать сложно — в конце концов, тем летом в Неваде была взорвана не одна атомная бомба. Но в целом, почти все участники дожили до достаточно преклонных лет. В 2012 году, два последних оставшихся в живых члена шестерки — полковник Дональд Лютрелл и фотограф Акира Йоситейк — встретились в Далласе, чтобы вспомнить былое. Йоситейк умер в 2013 году в возрасте 84 лет. Люттрелл скончался в 2014 на 92-м году жизни.

Полковник Дональд Лютрелл и фотограф Акира Йоситейк.
Полковник Дональд Лютрелл и фотограф Акира Йоситейк.

Ракеты развертывались на истребителях-перехватчиках с 1958 года. Их основными носителями стали F-89 «Scorpion», F-101 «Voodoo» и F-106 «Delta Dart». Предполагалось также применять ракету с борта истребителей-перехватчиков Lockheed F-104 «Starfighter», для этого им оборудовали трапеции для выведения ракеты из-под фюзеляжа, во избежание повреждения конструкции реактивной струей.

Нет, это не солнце, а единственное испытание ракеты AIR-2 «Джинни» с ядерной боевой частью.
Нет, это не солнце, а единственное испытание ракеты AIR-2 «Джинни» с ядерной боевой частью.

Но на практике ни одна AIR-2 на F-104 не базировалась — было выяснено, что небольшая длина стоек шасси с трудом позволяет даже подвешивать ракету и взлетать с ней, но садиться было уже невозможно. Единственным экспортным получателем AIR-2 была Канада, ВВС которой получили ракеты для перехватчиков CF-101 в 1963 году. Ракеты оставались в арсенале канадских ВВС до 1984 года, хотя при этом считались собственностью США и оставались на базах хранения под наблюдением американских офицеров.

Истребитель-перехватчик Нортроп F-89 «Скорпион» осуществил пуск AIR-2 «Джинни» над атомным полигоном в Неваде.
Истребитель-перехватчик Нортроп F-89 «Скорпион» осуществил пуск AIR-2 «Джинни» над атомным полигоном в Неваде.

Серийное производство неуправляемых ракет прекратилось в 1962 году. За это время было выпущено почти 3500 снарядов, включая учебные. С 1965 года, «Тиокол» начала производство модифицированных двигателей, которые вскоре заменили на всех AIR-2. Данные ракеты прослужили в ВВС Канады и США почти 30 лет, их сняли с вооружения в 1984 году. Одной из основных причин стало обновление парка самолётов и ракеты стали в резерв. Фирма Дуглас предлагала продлить эксплуатацию, но решение было сочтено неэкономичным. 

Пуск ракеты AIR-2 «Джинни» (отсутствует ядерная боевая часть).
Пуск ракеты AIR-2 «Джинни» (отсутствует ядерная боевая часть).

AIR-2 «Джинни» была не единственной ракетой класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью, принятой на вооружение ВВС США. В 1956 году компания Хьюз приступила к разработке новой модификации управляемой ракеты AIM-4 «Falcon». Изначально разрабатывались версии с полуактивной радиолокационной и инфракрасной головками наведения, которые получили обозначение GAR-5 и GAR-6 соответственно.

Тестирование ракеты с ядерной боевой частью от компании Хьюз.
Тестирование ракеты с ядерной боевой частью от компании Хьюз.

Но разработка была прекращена на этапе проектирования: в 1956 году не существовало ядерных зарядов, более лёгких, чем W25. А поместить данную боевую часть даже в увеличенном корпусе AIM-4 «Falcon» было невозможно. Однако уже в 1959 году проект был возрожден, так как в ракете задействовали одну из самых компактных когда-либо созданных ядерных боевых частей: 23-килограммовую W54, аналогичную применяемой на ядерном гранатомёте «Davy Crockett».

Ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A.
Ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A.

Новая ракета класса «воздух-воздух» под обозначением AIM-26A поступила на вооружение в 1961 году. Основными носителями были перехватчики F-102 «Delta Dagger». Ракета использовала полуактивное радиолокационное наведение и радиовзрыватель. Длина составляла 2,14 м, максимальная дальность - от 8 до 16 км, скорость полёта - 2 М, боевая часть 0,25 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A (GAR-11) в музее.
Ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A (GAR-11) в музее.

AIM-26А была мало распространена в американских частях, и её сняли с вооружения в 1971 году. Системы ракеты были склонны к частым отказам, ракета была довольно капризна и сложна в обслуживании, кроме того, полуактивная система наведения, разработанная ещё в 50-х, оказалась весьма подвержена радиопомехам. На этом история ракет класса «воздух-воздух» с ядерной боевой частью закончилась.

Ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A (GAR-11) в музее.
Ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A (GAR-11) в музее.

Спасибо за внимание, если Вам понравилось, то не забудьте подписаться и поставить лайк, также хочу порекомендовать Вам свой youtube-канал:

Группа «Вконтакте»: https://vk.com/club153671997

Instagram: https://www.instagram.com/hazard_tv

На поддержание канала: https://money.yandex.ru/to/410015338827516