Торпедные катера типа Grillo с гусеницами

Здравствуйте, в конце обзора представлена видеоверсия.

Наш сегодняшний экземпляр был разработан итальянскими специалистами 100 лет назад – в 1918 году. Знакомитесь – торпедный катер с гусеницами «Грилло». Давайте для начала немного вспомним историю. 23 мая 1915 года Италия объявила войну Австро-Венгрии и выступила на стороне «Антанты». Военно-морские силы Италии имели доминирующее положение, а после ряда успешных набегов торпедных катеров австрийский флот оказался заперт в своих морских базах и ограничивался действиями подводных лодок, малых кораблей и авиации.

Основные силы австро-венгерского флота, состоявшие из эскадры новейших дредноутов, размещались в военно-морской базе Пола в Адриатическом море, расположенной на южной оконечности полуострова Истрия, в 100 километрах от Венеции. Подход к данному порту был защищен боновыми заграждениями и противоторпедными сетками, а попытка уничтожения в открытом бою кораблей, находящихся под прикрытием военно-морской базы, была крайне опасной.

Руководство военно-морскими силами Италии решило использовать диверсионную тактику. Так как выпущенные с итальянских катеров торпеды взрывались бы на защитных заграждениях, не достигая австрийских кораблей, в декабре 1917 года сквозь проходы в сетях, проделанные с помощью гидравлических ножниц, в гавань проникли два итальянских торпедных катера.

Их добычей стал один броненосец береговой обороны, а самим катерам удалось уйти из гавани и благополучно вернуться к своим. Но данная операция привела к тому, что охрана всех австрийских военно-морских баз была значительно усилена, и повторение рейда стало практически невозможным. Однако идея, предложенная главным инженером компании «СВАН» Аттилио Бизио, могла разрешить данную ситуацию.

Он предложил оснастить катер по бортам двумя гусеницами с крючьями. По замыслу конструктора, судно должно было перелезать через боновые заграждения при помощи гусениц на манер танка и выпускать торпеды уже в порту противника. Так родилась серия итальянских торпедных катеров типа «Грилло», что в переводе означает «Сверчок».

Итальянский флот заказал четыре катера этого типа, которые получили своеобразные «прыгучие» имена: «Кавалетта» («Кузнечик»), «Локуста» («Саранча»), «Пульче» («Блоха») и сам «Сверчок-Грилло». Все четыре судна были готовы к марту 1918 года.

Торпедный катер-танк имел сильно приподнятую носовую часть, гребной винт, входящий в углубление днища, складной руль и бортовую гусеничную тягу (шарнирные цепи с шипами). Вращение обеих когтеобразных цепей производилось посредством двух зубчатых колес, установленных на корме катера.

Длина деревянного судна составляла 16 метров, ширина 3,1, осадка – 0,7 метров, водоизмещение 8 тонн. Силовая установка состояла из двух электромоторов: первый мощностью 10 л. с. вращал гребной винт, второй, 15-сильный, приводил в движение гусеницы. Источником электроэнергии служили 3 аккумуляторных батареи, из них одна служила для привода цепей. Скорость хода на воде составляла 4 узла.

Поскольку единственным назначением катера были диверсионные операции, то никакого другого вооружения, кроме двух 450-мм торпедных аппаратов, на нём не устанавливалось. Экипаж судна состоял из четырех человек. Что же касается боевого пути итальянских торпедных катеров типа «Грилло», то они учувствовали в трех военных операциях.

Первая состоялась ночью 14 апреля 1918 года. Катера с именами «Блоха» и «Кузнечик» были взяты на буксир, для доставки непосредственно к гавани, однако, им не удалось найти прохода, и они вернулись обратно к кораблям сопровождения. К тому времени уже светало, и было необходимо уходить от вражеского берега. Так как эсминцы с катерами на буксире не успели бы уйти на безопасное расстояние от противника, было принято решение о затоплении гусеничных судов с тем, чтобы она не досталась противнику.

Вторая боевая операция состоялась в ночь с 13 на 14 мая 1918 года. В ней учувствовал один торпедный катер «Сверчок» с экипажем из трех человек во главе с капитаном Марио Пеллегрини. Во время преодоления первого препятствия на входе в бухту, его обнаружили и подняли тревогу. Однако экипаж продолжил движение, и, преодолев на гусеницах две противоторпедные сети, катер оказался на чистой воде, где к нему устремился австрийский сторожевой корабль.

Дав задний ход, «Сверчок» избежал тарана, но уйти от противника не удалось. Несколько выстрелов из 47-мм пушки лишили катера хода, и вода стала быстро заполнять корпус. Видя безнадежность положения, Пеллегрини приказал выпустить торпеды, но в суматохе с них не сняли предохранители и взрыва не последовало. Катер-танк затонул, экипаж подняли из воды и взяли в плен, где он находился до конца войны. По возвращении в Италию моряки были награждены золотыми медалями «За воинскую доблесть».

Завершающая операция с последним уцелевшим катером «Саранча» состоялась 15 мая 1918 года. Но, как и две предыдущие она закончилась неудачей. Судно было замечено австрийцами при приближении к заграждениям, его осветили прожекторами, обстреляли, и оно было вынуждено отступить.

«Саранча» входил в состав итальянского флота до 1921, однако больше не учувствовал в военных операциях. Австрийцы, впечатлённые новым катером, подняли потопленный «Сверчок» и скопировали его, однако в боевых действиях он также не принимал участия. На этом история гусеничных катеров времен Первой мировой войны заканчивается.

Спасибо за внимание, если Вам понравилась статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, также хочу порекомендовать Вам свой youtube-канал:

Группа «Вконтакте»: https://vk.com/club153671997

Instagram: https://www.instagram.com/hazard_tv

На поддержание канала: https://money.yandex.ru/to/410015338827516