TTB: Abrams Block III ОБТ США с необитаемой башней

После запуска в серийное производство основного боевого танка «M1 Abrams», в 1980 году, с подачи Управления автобронетанковой техники США, стартовала программа «TTB». Она была направлена на изучение применения новых технологий и компоновок в будущих ОБТ (основных боевых танков), которые должны были поступить на вооружение американской армии в период с 1988 по 1996 года.

Abrams Block III (вид спереди на левый борт).
Abrams Block III (вид спереди на левый борт).

«ТТВ» – это сокращение от фразы «tank test bed», что можно перевести как «танковый испытательный стенд». В рамках данной программы был создана машина, которая получила наименование «Abrams Block III». Почему «Block III»? Все дело в том, что параллельно с «ТТВ» происходила модернизация танков «M1 Abrams».

Abrams Block III (вид спереди на правый борт).
Abrams Block III (вид спереди на правый борт).

В категорию «Block I» попали танки, которые прошли капитальный ремонт и модернизацию, в частности была добавлена различная тепловизионная аппаратура, с сохранением бронирования на прежнем уровне. На стадии «Block II» машины оснащались урановой бронёй 3-го поколения. Ну а наименование «Block III» получила разработка нового экспериментального танка.

Лобовая проекция Abrams M1 (слева) и Abrams Block III (справа).
Лобовая проекция Abrams M1 (слева) и Abrams Block III (справа).

В ноябре 1980 года, в рамках программы «ТТВ», была запущенна разработка машины на базе танка «Abrams» под обозначением «SRV». Данное название можно перевести как «суррогатная машина для испытаний». Для размещения трёх членов экипажа в линию, из лобовой части убрали бензобаки и удлинили корпус. Во вращающейся корзине, подвешенной к кольцу погона башни, разместили еще два рабочих места.

Вид на левый борт «SRV».
Вид на левый борт «SRV».

Основной задачей на этом этапе была оценка нового расположения экипажа. В частности, хотели выяснить преимущества и недостатки, когда механик водитель располагался во лбу корпуса, а командир и наводчик в башне против посадки всех трех в одну линию. Башня на машине «SRV» была заменена специальным низкопрофильным модулем, который состоял из дистанционно управляемых систем наблюдения, а также лазерной системы для имитации вооружения.

Вид спереди на левый борт «SRV».
Вид спереди на левый борт «SRV».

Вообще испытания «SRV» происходили в три фазы: 1-ая фаза испытаний стартовала в «Форт-Ноксе» в 1983 году, и, как я уже сказал, была направлена на изучение информации о влиянии расположения экипажа. Фаза номер 2 проходила с 1984 по 1985 года и была направлена на изучение систем наблюдения. В 1986-ом 87-ом годах последовал третий этап исследований, посвящённый ходовым испытаниям и системам управления танка.

Лобовая проекция «SRV».
Лобовая проекция «SRV».

По итогам испытаний «SRV», с учетом полученного опыта, на модернизированном корпусе «Абрамса» специалисты «General Dynamics Land Systems» начали строительство прототипа нового танка «Block III». Экипаж, состоящий из командира, механика-водителя и наводчика, располагался в одну линию в передней части корпуса, далее шел отсек необитаемого боевого модуля с вынесенным орудием. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в корме танка.

Хорошо видны 5 рабочих мест для экипажа.
Хорошо видны 5 рабочих мест для экипажа.

Боевой модуль состоял из гладкоствольной пушки M256 калибра 120-мм, установленной на оригинальных креплениях. У нее отсутствовал дульный тормоз и эжектор. Внутри корпуса располагался автомат заряжания. Боеукладка состояла из 44 унитарных снаряда, которые были размещены головной частью вниз в двухрядном магазине карусельного типа с вертикальным расположением ячеек.

Боевой модуль Abrams Block III.
Боевой модуль Abrams Block III.

По команде экипажа автоматика должна была извлекать снаряд нужного типа из ячейки и подавать его на линию заряжания, после чего осуществлять наведение и производить выстрел. Также на фотографиях слева от орудия заметен спаренный пулемет, но информации по нему нет.

Автомат заряжания Abrams Block III.
Автомат заряжания Abrams Block III.

Дополнительно прорабатывался вариант с установкой более мощного перспективного гладкоствольного орудия XM291, имевшего калибр 140-мм. Сама пушка, автомат заряжания для нее (XM91) и семейство 140-мм боеприпасов разрабатывались в рамках проекта «Перспективная танковая пушка», сокращенно «ATAC». Но данное орудие на «Abrams Block III» не устанавливалось.

Пушка XM291.
Пушка XM291.

Для повышения уровня защиты предлагалось увеличить толщину верхней лобовой детали корпуса, а также разместить её под большим углом к вертикали. К сожалению, точные цифры по бронированию отсутствуют, как и отсутствует достоверна информация о наличии бронекапсулы для экипажа. В передней части на корпусе «Abrams Block III» были размещены два оптических прибора наблюдения, такой же был размещен на башне. Рядом с орудием устанавливалась часть прицельного оборудования.

Обратите внимание на 3 оптических прибора.
Обратите внимание на 3 оптических прибора.

Построенный прототип использовал двигатель, подвеску и шасси от «Абрамса». Но их планировалось заменить, для чего был разработан «ATD» (образец для демонстрации технических усовершенствований) - машина на подобии «SRV». Точной информации о том, была ли она построена нет. Есть схематическое изображение, где присутствует два рабочих места в передней части. Нужный вес планировалось получать путем добавления балласта.

«ATD» - образец для демонстрации технических усовершенствований.
«ATD» - образец для демонстрации технических усовершенствований.

Что же касается двигателя, то в будущем на «Abrams Block III» планировали установить перспективную силовую установку. В июле 1984 года фирмы «General Electric Aircraft Engines» и «Cummins Engine Company» получили контракт на разработку соответственно газотурбинного и дизельного двигателей. «General Electric» представила LV/100, «Cummins» - XAP-1000. Данные разработки занимали в 2 раза меньше места, чем стандартная силовая установка «Абрамса» и рассматривались как основные варианты замены.

Буксировка Abrams Block III на реставрацию.
Буксировка Abrams Block III на реставрацию.

Также на «Abrams Block III» планировалась установка гидропневматической подвески от компании «Cadillac Gage Division of Textron», которая была испытана на прототипе танке «Дженерал моторс» XM-1. Отказ от торсионов позволил бы сэкономить около тонны веса и высвободить пространство внутри корпуса боевой машины. В рамках программы «ТТВ» для снижения стоимости производства планировалась унификация шасси для 4-х тяжелых боевых машин, в том числе для «Abrams Block III», и 2-х средних.

Отреставрированный Abrams Block III (вид на левый борт).
Отреставрированный Abrams Block III (вид на левый борт).

Как Вы видите планы были перспективные, испытания проходили довольно успешно, но на судьбу перспективного американского ОБТ повлияла политическая обстановка в мире. Главный противник в лице Советского Союза перестал существовать, и многие программы по модернизации вооружений были заморожены, а позднее закрыты. Такая же судьба постигла и «Abrams Block III». США пошло по пути модернизации имеющихся танков.

Лобовая проекция отреставрированного Abrams Block III.
Лобовая проекция отреставрированного Abrams Block III.

По окончании испытаний прототип был законсервирован, а позже стал частью экспозиции музея «National Armor and Cavalry», расположенного на военной базе «Форт-Беннинг» (штат Джорджия). В 2015 году экспериментальную машину отправили на восстановление, а сейчас она вновь доступна посетителям музея.

Отреставрированный Abrams Block III.
Отреставрированный Abrams Block III.

Спасибо за внимание, если Вам понравилась статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, также хочу порекомендовать Вам свой youtube-канал:

Группа «Вконтакте»: https://vk.com/club153671997

Instagram: https://www.instagram.com/hazard_tv

На поддержание канала: https://money.yandex.ru/to/410015338827516