Внешние модули танка Т-34 времён Второй мировой войны

Т-34 - советский средний танк периода Великой Отечественной войны, Оружие Победы, но говорить мы будем не о самой машине или о её плановой модернизации, а о внешних модулях или навесном оборудовании, которое было призвано улучшить тактико-технические характеристики, облегчить жизнь экипажу или решить конкретную боевую задачу.

Т-34-85 с пушкой Д-5Т. На подступах к реке Днестр. 2-й Украинский фронт. Март 1944 года.
Т-34-85 с пушкой Д-5Т. На подступах к реке Днестр. 2-й Украинский фронт. Март 1944 года.

Каким бы мощным и быстрым не был танк – он не может взлететь над полем боя, и поэтому преодоление противотанковых рвов могло стать проблемой. Конечно само по себе это препятствие не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков ввиду невозможности сокрытия это инженерного сооружения, но будь такой ров, скажем между, болтом и рекой или другими преградами, молниеносная танковая атака могла бы быть задержана.

Лобовая проекция Т-34 с установленными фашинами.
Лобовая проекция Т-34 с установленными фашинами.

Для решения этой проблемы в 1940 годах в Научно-исследовательском институте инженерной техники РККА для танка Т-34 были разработаны и изготовлены деревянные фашины. Фашина – это связка прутьев, применяемая в прошлом для заполнения рвов при штурме крепостей. Если Вам данное слово показалось созвучным со словом фашизм, то Вы правы, ибо слово «фасция» в переводе с итальянского, от которого образовалось слово фашизм, это пучки прутьев, перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями.

Боковая проекция наглядно демонстрирует  объемную связку фашины.
Боковая проекция наглядно демонстрирует объемную связку фашины.

Фашины устанавливались на линейном танке с помощью универсального комплекта специальных танковых приспособлений. Сами фашины изготавливались из жердей, досок, хвороста, бревен и отрезков стальных труб. Они укладывались на переднюю часть надгусеничпых полок и подклинивалась сзади деревянными клиньями так, что фашина удерживалась тросом, который крепился к середине соединительной жерди, проходил через люк башни и стопорился чекой в наиболее удобном месте башни.

Сброс фашин в ров перед танком.
Сброс фашин в ров перед танком.

В результате установки фашин вести огонь из башни было можно только вперед в пределах небольшого сектора. После сброса, возможность ведения кругового огня восстанавливалась. Наблюдение с места механика-водителя в переднем секторе было ограничено стойками крепления приспособления. При подходе к препятствию командир танка выдергивал чеку, и фашины скатывались в препятствие. Далее, отвернув башню на бок, танк мог преодолеть ров шириной до 6 метров и глубиной до 2 метров со скоростью движения до 10 км/ч. Фашины успешно прошли испытания, однако дальнейшие работы были признаны нецелесообразными.

Преодоление противотанкового рва с помощью сброшенных фашин (башня повёрнута назад).
Преодоление противотанкового рва с помощью сброшенных фашин (башня повёрнута назад).

Следующий образец навесного оборудования не является каким-то необычным экземпляром, но, честно признаться, до изучения материала я и не знал о таком устройстве для танка Т-34. Речь у нас пойдет об обычном противоминном трале под индексом ПТ-3, предназначавшимся для устройства проходов в минных полях с минами нажимного действия. В Советском Союзе разрабатывались и другие устройства, но масштабного развития они не получили.

Т-34 с установленным минным тралом.
Т-34 с установленным минным тралом.

К марту 1942 года были изготовлены три различных танковых трала, которые должны были принять участие в государственных испытаниях. Первый экземпляр за авторством неизвестного инженера представлял собой крепление с нажимными катками, набранными из дисков от Т-34. Такой трал отличался большим весом и дороговизной в производстве, к испытаниям он допущен не был.

Т-34 с установленными минными тралами работают в паре.
Т-34 с установленными минными тралами работают в паре.

Второй трал предлагал инженер Трофимов, в основу его конструкции легли катки из железобетона. Его главным преимуществом стала дешевизна производства, но был один огромный минус - ширина опорной поверхности не позволяла тралу погружаться в снег и эффективно воздействовать на нажимные крышки противотанковых мин.

Т-34 с минным тралом в движении.
Т-34 с минным тралом в движении.

В итоге, после завершения испытаний, третий трал конструкции Мугалёва летом 1942 года был рекомендован для принятия на вооружение и в серийное производство под индексом ПТ-34. А с марта 1943 года, после ряда доработок, трал уже под индексом ПТ-3 был принят для серийного производства на заводах Комсомолец и Тульском машиностроительном заводе.

Лобовая проекция Т-34 с минным тралом.
Лобовая проекция Т-34 с минным тралом.

Трал Мугалева представлял из себя упряжное устройство и ось с катками. Ось с десятью стальными катками являлась основной рабочей частью. Катки вращались на оси свободно, независимо друг от друга. По окружности катков с помощью заклепок были укреплены шпоры. Катки были разделены на две группы, по пять в каждой, и были смещены к концам оси, средняя секция была исключена после испытаний. При движении танка каждая группа катков производила траление местности перед соответствующей гусеницей танка и позволяла им в определенных пределах огибать неровности местности.

С помощью следующих приспособлений планировалось преодолевать водные преграды на пути Т-34. С начала Великой Отечественной Войны работы в данном направлении были сильно ускорены, они велись как в тылу, так и в действующей армии. Мы рассмотрим два основных метода. Первый – это подводное хождение, когда танк мог преодолевать водные рубежи своим ходом и второй – подводная буксировка. В августе 1942 года по предложению Военно-Морской академии были проведены испытания опытного образца танка Т-34, оборудованного для движения под водой, который получил индекс Т-34-ПХ конструкции профессора Петровского. В данной схеме предполагалось два варианта питания двигателя воздухом: через гофрированный шланг, один конец которого был закреплен в люке башни для перископа, а второй к поплавку и из специальных баллонов со сжатым воздухом, установленных на подкрылках.

Т-34 с загерметизированным МТО (вид на корму).
Т-34 с загерметизированным МТО (вид на корму).

При такой компоновке герметизация танка осуществлялась двумя методами. Первый вариант герметизации осуществлялся надеванием чехла из брезента на верхнюю часть танка, начиная от крыши трансмиссионного отделения и до лобовой части корпуса включая люк механика-водителя и шаровую установку лобового пулемета. Посадка экипажа в танк осуществлялась через рукав в чехле, находившийся напротив люка механика-водителя. После посадки экипажа рукав завязывался механиком-водителем и выбрасывался наружу, после чего люк закрывался.

Т-34 с загерметизированным МТО (вид на правый борт).
Т-34 с загерметизированным МТО (вид на правый борт).

Второй вариант герметизации предусматривал надевание чехла на верхнюю часть корпуса танка, включая башню, и на маску пушки с применением локальной герметизации остальных щелей и негерметичных конструкций. Кроме того, на танк устанавливалось дополнительное оборудование, такое как клапана, резервуары и так далее. В ходе испытаний было установлено, что танк конструкции профессора Петровского мог преодолевать водную преграду шириной 230 метров при максимальной глубине в 6,5 метров. При этом использовалась только первая передача, а скорость машины была в пределах 4,5 км/ч. Температура боевого отделения была на отметке 30 градусов, при наружной температуре 20. Экипажу даже удалось запустить двигатель под водой. Но все эти успехи не могли быть противопоставлены 9-ти часовой герметизации танка независимо от метода силами экипажа из 4-ех человек. В связи с этим дальнейшие работы в данном направлении были приостановлены.

Т-34 с надетым чехлом.
Т-34 с надетым чехлом.

Однако идею подводного хождения не забросили и вернулись к ней в 1944 году. Данная работа была проведена академией бронетанковых и механизированных войск. Для герметизации всей верхней части танка был изготовлен специальный чехол из прорезиненной ткани. На выхлопные трубы были поставлены обратные клапаны, смотровые приборы водителя были герметизированы замазкой. Для ориентировки движения под водой в танке смонтировали магнитный компас. Для обеспечения двигателя и экипажа воздухом была изготовлена труба диаметром 130 мм и длиной 3,4 метра, которая крепилась на башне, вместо снятого перископического прицела, с помощью шести болтов. Для герметичности, между чехлом и трубой, было изготовлено специальное уплотнение. Для откачки воды из корпуса, просачивающейся через неплотности корпуса, был изготовлен агрегат, состоящий из электромотора, редуктора и масляного насоса.

Т-34 с трубой заезжает в водоём.
Т-34 с трубой заезжает в водоём.

Испытания данной конструкции проходили октябре-ноябре 1944 года. Они показали, что танк может преодолевать водные преграды шириной от 500 до 600 метров на глубине до 5 метров. Экипаж полностью обеспечивался воздухом как при работающем, так и при неработающем двигателе. Герметичность корпуса была признана надежной, кроме того, успешно обеспечивался выход танка из воды на подъеме до 50 градусов. За время испытаний танк прошел под водой приблизительно 7 км в течение 3 часов 12 минут. В отличии от предыдущей модификации, подготовка танка для преодоления водных преград с помощью модуля 44 года должна была производиться в 3-5 километрах от водного рубежа. Экипажу на это действие отводилось от 40 до 60 минут, плюс непосредственного у берега требовалось до 10 минут на заключительные манипуляции, такие как завязывание карманов.

Т-34 передвигается под водой.
Т-34 передвигается под водой.

Как я уже упоминал, второй вариант преодоления водных преград — это подводная буксировка. Этот метод был также был опробован академией бронетанковых и механизированных войск осенью 1943 года. Для оборудования был взят серийный танк Т-34, который был подвергнут предварительной герметизации. Все люки и пробки в днище герметизировались установкой простых резиновых прокладок. Верхняя часть корпуса танка герметизировалась при помощи специального чехла, изготовленного из прорезиненной ткани.

Загерметизированный Т-34 готовится к подводной буксировке.
Загерметизированный Т-34 готовится к подводной буксировке.

Буксирование осуществлялось другим танком Т-34 с одного берега на другой при помощи проложенного через реку троса. Для обеспечения плавного схода буксируемой машины в воду, она сдерживалась другим тормозящим танком при помощи вспомогательного троса, закрепленного за корму. После спуска в воду и ослабления вспомогательного троса, тормозящий танк отцеплялся, и по сигналу отцепки начиналось буксирование танка через реку.

Буксируемый Т-34 начинает движение.
Буксируемый Т-34 начинает движение.

В результате проведенных испытаний было установлено, что средняя скорость движения буксируемого танка под водой составляла 3,5 км/час. Для перехода через реку шириной 150 метров требовалось от 3 до 4 минут. Однако широкого распространения данный метод преодоления водных преград не получил, т. к. в реальных условиях боевой обстановки не всегда можно использовать противоположный берег и дополнительные боевые машины в качестве тягачей.

Буксируемый Т-34 (вид на лобовую проекцию).
Буксируемый Т-34 (вид на лобовую проекцию).

Следующий модуль был призван устранить брешь в целом сегменте военного машиностроения СССР. Во время второй мировой войны Красная Армия практически не обладала бронетранспортерами. Грузовики для перевозки людей попросту не успевали бы за быстрыми танками, да и их проходимость, вместе с защищенностью, оставляли желать лучшего.

Один из вариантов навесной бронекапсулы.
Один из вариантов навесной бронекапсулы.

Вместе с тем, я думаю, что каждый из Вас видел кинохронику или фотографии где на броне советских танков, сидели солдаты. Данное явление породило отдельный военный термин – танковый десант. С целью хоть как-то защитить бойцов от пулеметной очереди, разрыва мины или просто шального осколка была разработана навесная бронекапсула. По сути это была простая бронированная коробка, которая крепилась на корме танка над и за моторно-трансмиссионным отделением.

Хорошо видны две гондолы на надгусеничными полками.
Хорошо видны две гондолы на надгусеничными полками.

В ней присутствовали четыре амбразуры, а для удобства спешивания бойцов она была оснащена двумя дверцами. Плюс в данное навесное оборудование входили две гондолы, которые закреплялись на надгусеничных полках и также обладали амбразурой для ведения огня. Но данное приспособление не было принято на вооружение.

Вид на корму Т-34 с установленной бронекапсулой для десанта.
Вид на корму Т-34 с установленной бронекапсулой для десанта.

Разработку следующего приспособления советские инженеры начали еще в 1940 году. Тогда был разработан канавокопатель, устанавливаемый на танки KB, T-28, Т-34, БТ-7М и Т-26, и предназначенный для создания за один проход канав-траншей трапецеидальной формы, глубиной до 500 мм и шириной 300 мм. Такие траншеи могли служить простейшим укрытием для пехотинцев в бою и позволяли им скрытно переползать под огнем противника как в его сторону, так и по фронту, быстро доводить окоп до профиля, позволявшего вести стрельбу «с колена».

Один из вариантов канавокопателя (траншеекопателя).
Один из вариантов канавокопателя (траншеекопателя).

В 1941 году работу в данном направлении продолжил военинженер 2 ранга Анатолий Федорович Кравцев, который был назначен помощником начальника Сталинградского танкового училища по технической части. Идею создания траншеекопателей поддержали начальник училища и вышестоящее командование. В результате опытный образец был изготовлен и испытан в училище в сцепке с танком Т-34. Основной идей было снизить потери пехоты во время атаки и дать ей возможность не отрываться от танков.

Результат работы канавокопателя, прикреплённого к Т-34.
Результат работы канавокопателя, прикреплённого к Т-34.

Траншеекопатель конструкции Кравцева состоял из прицепного устройства, рамы, режущей части и стопора. На испытаниях было установлено, что за движущимся танком со скоростью 2-7 км/ч траншеекопатель отрывает канаву глубиной 0,8—1,25 м, что в целом обеспечивало скрытое движение идущей за танком пехоты. Устройство позволяло создавать траншеи любой формы (зигзагообразной, прямой и т.д.), было просто в изготовлении и пристыковывалось к танку в течение 5 минут. Каких-либо данных о применении данного траншеекопателя в Войне мне не удалось найти.

Траншеекопатель мог рыть не только по прямой.
Траншеекопатель мог рыть не только по прямой.

На этом я заканчиваю обзор внешних модулей танка Т-34, также рекомендую Вам статью (ссылка на статью) про боевой траншеекопатель межвоенного периода от самого Уинстона Черчилля.

Спасибо за внимание, также хочу порекомендовать Вам свой youtube-канал:

Группа «Вконтакте»: https://vk.com/club153671997

Instagram: https://www.instagram.com/hazard_tv

На поддержание канала: https://money.yandex.ru/to/410015338827516