XM-808 Lockheed Twister: эластичный бронеавтомобиль

Здравствуйте, в конце обзора представлена видеоверсия.

В начале 60-ых годов 20-ого века специалисты компании «Локхид» задумались над вопросом повышения подвижности техники при движении по пересеченной местности. Данное направление выделилось в отдельную программу, получившую кодовое наименование «Твистер». В 1965 году была завершена разработка первого прототипа машины, а после того как проектом заинтересовалась армия США, он получил обозначение «ХМ-808».

Основная идея, которую старались воплотить в жизнь специалисты компании «Локхид», заключалась в том, что стандартные технические решения для повышения проходимости колесных машин рано или поздно упирались в ограничения, связанные с установкой более мощного двигателя, увеличением размера колес, доработки подвески и т.д. - нужно было оригинальное решение. И оно было найдено в виде сочленённого корпуса, состоявшего из звеньев-модулей.

Для отработки нового технического решения компания «Локхид» построила 4 опытные машины. Все они имели одинаковую ходовую часть, но отличались некоторыми агрегатами и деталями, а также имели разный вес, размер, для их изготовления применялись различные материалы. Но в целом и общем это была одна машина.

Первый образец имел двухместную открытую кабину с ветровым стеклом. Второй прототип получил полноценные рабочие места двух членов экипажа, закрытые крышей и остеклением. Третья машина была построена из броневой стали и несла вооружение, именно на её характеристики я и буду опираться далее. Ну а на четвертом прототипе отрабатывалась плавающая модификация «ХМ-808».

Итак, перспективная боевая машина имела два отдельных звена-модуля, которые и составляли бронекорпус. Передний модуль предназначался для размещения двигателя, бензобака и агрегатов трансмиссии. На один его борт приходилось по 2 колеса. Задний модуль также оснащался 4 колесами, в кормовой части размещался еще один двигатель и бензобак. В передней и средней части заднего корпуса находилась кабина. На её крыше устанавливалась командирская башенка и вооружение.

Ну и теперь о главном - два корпуса соединялись между собой при помощи специального шарнирного механизма, оснащенного гидравлическими приводами. С их помощью водитель изменял взаимное положение двух модулей в соответствии с преодолеваемыми препятствиями. Каждый модуль относительно другого имел три степени свободы. Рулевое управление осуществилось при помощи передней управляемой пары колес и гидравлических приводов шарнира, таким образом, машина имела очень малый радиус разворота.

Конструкция шарнира и приводов позволяла накренять корпуса на 30° относительно друг друга, «изгибать» машину на 31,5° вправо и влево по курсу, а также менять угол сочленения от -27° до +35° в вертикальной плоскости. По шоссе следовало ехать с нулевыми углами между осями корпусов, а для подъема на препятствие следовало выставлять соответствующие углы шарнирного механизма. В общем, свое название «Твистер» - «Крутящийся», машина оправдывает сполна.

Бронированный вариант «ХМ-808» имел следующие характеристики: масса – 9,75 тонн, длина – 5,65 метров, ширина – 2,63, высота – 2,3 метра, экипаж - 3 человека. Максимальная скорость составляла 95 км/ч, а запаса топлива хватало на 360 км при общей емкости резервуаров в 315 л. Что касается силовой установки, то она зависела от модификации. На нашем экземпляре было установлено 2 мотора «Chrysler» мощностью по 191-ой л.с.

Каждое колесо «XM-808» получило независимую рычажную подвеску с пружинными амортизаторами, а два двигателя позволили реализовать колесную формулу 8 на 8, т.е. все колеса были ведущими. Что касается динамического хода подвески, то колеса переднего модуля могли перемещаться в вертикальной плоскости в пределах 300 мм, задние - в пределах 670 мм. Все это позволяло забираться на препятствие высотой 920 мм.

Плавающий вариант «XM-808» представлял собой доработанный вариант машины, в кормовой части которой устанавливались два водометных движителя, которые обеспечивали скорость передвижения по воде до 10 км/ч. Для повышения плавучести оба корпуса должны были оснащаться специальными навесными поплавками. Такая конструкция позволяла подниматься на 40% склон берега с мягким грунтом и 60% с твердым.

Поскольку Пентагон в первую очередь рассматривал «XM-808» как мобильную и сверхпроходимую разведывательную бронемашину, то установка мощного вооружения не планировались. Основным оружием машины предлагалось сделать 20-мм автоматическую пушку «M139». Её установили на дистанционно управляемой турели рядом с люком в крыше кабины экипажа. Так же можно было использовать иное вооружение, в том числе различные пулеметы или гранатометы.

Бронемашина «XM-808» проходила различные испытания с середины 60-ых до начала 70-ых. За счет сочлененной схемы она была способна преодолевать различные препятствия, с которыми не могла справиться колесная техника традиционной конструкции. Однако, как и в большинстве ситуаций с нестандартным подходом, на первый план выходят минусы.

Главная проблема данного проекта крылась в сложности конструкции, основным элементом которой был шарнирный узел и система управления им. Сочлененная система была значительно сложнее как в изготовлении, так и в эксплуатации, по сравнению с «классической» компоновкой. Дополнительное разочарование военных вызвал малый свободный объем боевого отделения, что накладывало ограничения на размещение экипажа и вооружения.

В итоге, все это привело к тому, что армия не стала продлевать контракт на продолжение работ и серийное производство «XM-808». В наши дни данную машину можно наблюдать в музее «Детройтского арсенала» США. Но на этом история «Твистера» не закончилась. Данная схема получила второй шанс в виде машины «ХМ-806», когда военные объявили конкурс в рамках программы ARSV (бронированная боевая разведывательная машина).Видео

Спасибо за внимание, если Вам понравилась статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, также хочу порекомендовать Вам свой youtube-канал:

Группа «Вконтакте»: https://vk.com/club153671997

Instagram: https://www.instagram.com/hazard_tv

На поддержание канала: https://money.yandex.ru/to/410015338827516