Зенитный огнемёт

13.07.2018

После того, как в 1940 году была проведена эвакуация союзников в районе города Дюнкерк, началась «Битва за Британию». В том случае, если бы Германии удалось добиться превосходства в воздухе, она бы приступила к десантной операции «Морской лев». Данное обстоятельство заставило английских военных инженеров рассматривать любые средства защиты, в том числе и откровенно безумные – так родилась идея зенитного огнемёта.

Обстрел немецкими самолётами британских солдат во время их эвакуации из Дюнкерка.
Обстрел немецкими самолётами британских солдат во время их эвакуации из Дюнкерка.

В первую очередь, данное средство ПВО интересовало Королевский военно-морской флот. Предполагалось, что корабли смогут бороться против бомбардировщиков и торпедоносцев путём выстреливания струи пламени, достаточно высокого и широкого, чтобы повредить вражеский самолёт или заставить его уйти с курса атаки. Рассматривался вариант и с размещением зенитного огнемёта на земле.

Огонь из огнемёта.
Огонь из огнемёта.

Проектировка необычного оружия была поручена «Департаменту разработки разнообразных вооружений». Данная организация входила в структуру Британского Адмиралтейства и специально занималась разработкой оригинального, нетрадиционного вооружения. Так что именно этому департаменту командование флота заказало «Огнемет вертикальной стрельбы военно-морского образца».

Зенитный огнемёт.
Зенитный огнемёт.

Ориентировочно в 1941 году готовая документация была передана на завод-изготовитель, и вскоре зенитный огнемёт был представлен на испытания. В основе конструкции лежал большой цилиндрический бак для огнесмеси. На бортах имелись крепления для баллонов со сжатым воздухом. От бака отходила вертикальная труба, на которой закреплялась прямоугольная платформа с клапаном для управления огнем. Выше по трубе монтировался кожух, внутри которого помещалась система воспламенения.

Залп зенитного огнемёта.
Залп зенитного огнемёта.

Первоначальные испытания проходили на земле. Новый зенитный огнемёт использовал струйный способ воздействия на цель и метал горючую смесь строго вверх. Объем основного бака позволял сделать серию выстрелов общей продолжительностью до нескольких секунд. При выбросе горючей жидкости вертикально вверх образовывался факел высотой до 30 м и шириной до 3 м, а также образовывался столб дыма.

Стрельба из огнемётов.
Стрельба из огнемётов.

Следующим этапом испытаний стала установка зенитного огнемёта на легкое вспомогательное судно и его испытание на воде. Основной задачей была проверка воздействия огнемета на самолеты противника и психику их экипажей. Но тут руководство испытаниями поступили довольно странно, и рассказало всю идею лётчику-испытателю. Соответственно, никакого воздействия зенитный огнемёт не произвел, и судно было условно поражено.

Стрельба из огнемётов.
Стрельба из огнемётов.

Следующий лётчик не получил каких-либо сведений относительно нового оружия и приступил к учебной атаке судна. Несмотря на то, что зенитный огнемёт выстрелил, пилот продолжил выполнение боевой задачи и успешно поразил условную цель. Во время полёта на малой высоте он задел крылом факел, но самолет не пострадал. На вопрос о том, был ли какой-то психологический эффект, лётчик ответил, что до войны и поступления в летное училище он работал цирковым артистом с огненными номерами.

Вертикальный огненный столб.
Вертикальный огненный столб.

Мне кажется, в этот самый момент в воздухе повисло неловкое молчание, но проведённых испытаний оказалось достаточно - огнемет вертикальной стрельбы военно-морского образца показал свою полную неэффективность, и от дальнейших испытаний было решено отказаться. Однако если Вы думаете, что оружие такого типа разрабатывалось только англичанами, то Вы плохо знаете немцев.

Немецкий сторожевик M-3620 стреляет из зенитного огнемета.
Немецкий сторожевик M-3620 стреляет из зенитного огнемета.

Скорее всего, в том же 1941 году руководство Кригсмарине предложило оборонять транспортные суда с помощью вертикально направленных струй пламени. С этой целью, в качестве испытания, на мачтах нескольких сторожевых кораблей, сопровождающих грузовые суда, были смонтированы направленные вверх мощные огнеметы. По мнению немецких инженеров, это могло спасти водный транспорт от торпедной атаки или топмачтового бомбометания.

Топмачтовое бомбометание.
Топмачтовое бомбометание.

Напомню, что топмачтовое бомбометание это способ бомбометания, использующий свойство авиабомб рикошетировать от водной глади. Топмачтовики обычно прибывали в район цели на высоте 1000 — 1500 м в общем боевом порядке с группами обеспечения. Сближение с целью производилось пикированием до высоты 400 — 500 м. Затем осуществлялся плавный вывод из пикирования с таким расчетом, чтобы самолет имел высоту полета 20 — 40 м на удалении от цели 600 — 1000 м. С этой дистанции начинался боевой курс, на котором самолет шел на повышенной скорости в течение 4 — 5 секунд, после чего бомбы сбрасывались одиночно или залпом на удалении 250 — 300 метров от цели. При такой малой высоте сбрасывания авиационная бомба падает на воду почти горизонтально, рикошетирует от неё на высоту 6 — 8 м и попадает в цель. После этого самолёт «перепрыгивал» цель и уходил из зоны действия ПВО.

Корабль выстреливает из зенитного огнемёта.
Корабль выстреливает из зенитного огнемёта.

В теории, занимая позицию между заходящими в атаку самолётами и грузовыми судами, корабли с зенитными огнемётами должны были встречать самолеты 50-метровыми фонтанами пламени и столбами дыма, тем самым срывая топмачтовое бомбометание или торпедную атаку. Однако до боевой реализации данной задумки немцы также не дошли.Пожалуй, первым и очевидным напрашивается вопрос, а что будет, если сгорит не вся огнесмесь – огненный дождь для экипажа корабля? Следующим серьёзным недостатком можно считать малую высоту выброса струи – 30 или, в лучшем случае, 50 метров, явно не достаточно. Как показали испытания, даже прямое попадание самолета в факел не гарантировало его повреждение. Можно назвать еще массу недостатков, таких как: выбор момента для выстрела, небольшой запас огнесмеси и т.д. Про адекватность размещения таких стационарных зенитных огнемётов на земле, я, пожалуй, говорить не буду. У меня остался только один вопрос – неужели нельзя было все это понять на этапе разработки и не доводить до реализации, но я сам и отвечу – кто-то должен был попробовать.

Столб пламени вырывается из зенитного огнемёта, установленного на корабле.
Столб пламени вырывается из зенитного огнемёта, установленного на корабле.

Спасибо за внимание, если Вам понравилась статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, также хочу порекомендовать Вам свой youtube-канал:

Группа «Вконтакте»: https://vk.com/club153671997

Instagram: https://www.instagram.com/hazard_tv

На поддержание канала: https://money.yandex.ru/to/410015338827516