Судьба Собора Василия Блаженного во времена Смуты

После смерти Ивана 4, а потом и наследников — сыновей Дмитрия и Федора, в России наступает сложное время, получившее название Смуты. Причины сложного времени были различные. Ее влияние распространялось на все сферы жизни российского общества. Пострадала царствующая династия, экономика, культура, внешняя политика.

Храм имени Василия Блаженного в том виде как он был возведен русскими зодчими, простоял до второй четверти XVI века. В это время к помещению присоединилась дополнительная церковь, которая располагалась на северо-востоке. Это была десятая церковь. Строение располагалось на месте захоронения провидца Василия Блаженного.

Прославившийся своей прозорливостью юродивый Василий часто смотрел на то, как проходило строительство храма. Он выразил желание, чтобы его после смерти похоронили в этом соборе.

Василий юродивый умер в 1557 году. После событий, когда произошло признание мощей Василия святыми, пришедший к власти богобоязненный Федор повелел построить над могилой святого церковь.

Если рассматривать архитектуру, то церковь – это отдельный бесстолпный храм, в который есть отдельный вход.

Место, в котором найдены были нетленные мощи, отмечено коробочкой из серебра. В современное время раки с нетленными мощами Василия Блаженного нет, так как она потеряна во времена сложных событий Смуты.

В начале XVII века литургия служится в церкви Василия Блаженного ежедневно. Со временем весь комплекс стал называться по имени прозорливого юродивого, как Собор Василия Блаженного.

В 1671 году присоединилась еще одна – одиннадцатая церковь. Ее расположение было на юго-востоке. Новая церковь получила имя почитаемого в Москве юродивого Иоанна по прозвищу Блаженного. Иоанн был предан земле у собора в 1589 году.

Собор в XVII веке

В XVII веке, его второй половине, собор заново изменяется. Появляются покрытия на арочных укреплениях, сделанные из кирпича. Появилась новая пристройка сверху церковки Василия Блаженного. Новая церковь стала называться по имени святой Феодосии Девы. Произошли изменения и с открытыми входами, которые вели на верхний ярус храма. Сверху над каменными лестницами были сооружены шатровые крыльца, которые были построены на ползучих арках.

XVII век – это период появления живописи в виде орнамента. Полихромная роспись украсила ступени, поддерживающие столбы, внешние стены, галереи и парапеты гульбищ. Лицевая сторона церквей расписана была в эти времена под кирпичную кладку.

Позже наверху карниза собора появилась изразцовая надпись. Надпись была сделана большими желтыми буквами по темно-голубому фону. Эта запись сообщала, как строился храм. Надпись до настоящего времени не дошла, по причине ее уничтожения во время ремонта.

Ближе к концу XVII века была перестроена заново основная звонница. Вместо открытой звонницы построили двухъярусную с открытой площадкой вверху, где производился звон колоколов.

Таким образом, после прекращения правления династии Рюриковичей, в России происходят события, получившие название Смуты. В конце 16 и весь XVII век, Покровский Собор менялся, так же как и вся страна. Поменялся не только внешний вид Собора, но появилось новое имя – Василия Блаженного.

Новым, появившимся в Соборе, стало:

1. Увеличение количества церквей;

2. Появление новых названий церквей в честь святых;

3. Распространение второго названия собора;

4. Изменение в архитектуре;

5. Появление росписей в виде орнамента;

6. Перестройка звонницы.