Киевская святыня: НЕРУШИМАЯ СТЕНА собора Святой Софии

Киевская святыня – Софийский собор – стал первым объектом архитектуры на территории Украины, внесенным в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Призванный стать соперником храма Айя-София в Константинополе, собор Святой Софии в Киеве символизировал становление «Нового Константинополя» - столицы христианского княжества. София Киевская - одна из главных христианских святынь Восточной Европы, исторический центр Киевской митрополии. По результатам первой общеукраинской акции «7 чудес Украины» в 2007 эта киевская святыня, вдохновленная византийскими образцами, признана одним из 7 историко-архитектурных чудес Украины.

Закладку собора Святой Софии в Киеве относят к 1017 или 1037 годам, т.е. вскоре после крещения Руси при князе Владимире (988). Основателем собора считают киевского князя Ярослава Мудрого, в честь победы которого над печенегами и был основан Софийский собор. Он должен был заместить первый храм Киева, Богородицы Десятинной, построенный прабабушкой Ярослава Мудрого княгиней Ольгой в 952.

Древний собор Святой Софии в Киеве – центр летописания, переписывания и перевода книг, свидетель киевских вече, церемоний "посаженая" князей на киевский престол, приемов иностранных послов. Он же был и княжеской усыпальницей князя Ярослава и его сына Всеволода, князя Владимира Мономаха и других. А сохранился лишь саркофаг Ярослава Мудрого, который был основателем первой на Руси библиотеки и школы, тайны которых хранит София Киевская.

Киевская святыня - одно из немногих сохранившихся до сего дня сооружений, представляющих культуру восточного христианства XI века. Стилистические особенности собора Святой Софии в Киеве были распространены по всей Киевской Руси благодаря иконописцам.

Первоначально София Киевская с трех сторон была окружена двухъярусной галереей. Снаружи проходила ещё одна более широкая одноярусная галлерея. Крестово-купольный пятинефный храм с 13 главами представляет собой идеальное сочетание символичных образов и архитектуры: большой золоченый центральный купол и двенадцать меньших куполов, которые формируют пирамидальную композицию, увенчанную образами Христа и 12 апостолов.

Название киевской святыни происходит от греческого "София"- "мудрость". По замыслу создателей собор, посвященный "мудрости христианского учения", был призван утверждать на Руси христианство и укреплять феодально-княжескую власть.

Софию Киевскую неоднократно разоряли половцы, печенеги. Особенно сокрушительным для собора был захват Киева в 1240 году татаро-монголами. Орды хана Батыя разрушили храм, но не уничтожили. В XIV-XV веках киевлянам довелось противостоять литовским и польским феодалалам, крымским татарам. В 1596 году киевская святыня переходит в руки униатов и Софийский собор приходит в упадок.

В 16З0-е киевский митрополит Петр Могила возвращает и возрождает Софию, учреждает при храме мужской монастырь. Собор был частично отремонтирован, вокруг были построены деревянные здания. Но в 1697 году все постройки Софийского монастыря уничтожил большой пожар. Через два года по указу Петра I вокруг собора началось возведение каменных зданий, которое продолжалось более полстолетия.

В этот период были построены дом митрополита, трапезная, кухня, западные ворота (Брама Заборовского), южная въездная башня, Братский корпус, бурса. Тогда же была построена колокольня, на втором этаже которой сохранился, отлитый по заказу гетмана, колокол, который называют «Мазепа». Так, к 1740 году сложился нынешний облик прекрасного образца барочной архитектуры, замечательного архитектурного ансамбля киевской святыни.

Новая угроза уничтожения нависла над древней Софией Киевской в 1930-е. Лишь вмешательство Франции, королевой которой (женой Генриха I) была была дочь основателя храма Ярослава Мудрого – Анна.

Неповторимый Софийский ансамбль на Старокиевской возвышенности производит неизгладимое впечатление. Перекликаясь величественной монументальностью и изысканной барочной праздничностью с ансамблем Михайловского Златоверхого монастыря, собор Святой Софии формирует архитектурный образ Верхнего Киева и олицетворяет священное сердце города.

Уникальные мозаики и фрески собора Святой Софии в Киеве стали творением византийских мастеров, специально приглашенных Ярославом Мудрым в средине ХI века из Константинополя. Христианские сюжеты на стенах киевской святыни были призваны просветить людей, которые поначалу не умели ни читать, ни писать, а позднее оставили потомкам «послания»-граффити . К счастью одна треть мозаик, палитра которых насчитывала 177 оттенков, сохранилась до наших дней. Центральное место в этой величественной композиции по праву уже много столетий принадлежит мозаичной иконе Богоматери ОРАНТЫ, известной под именем «Нерушимая стена».

Киевляне верят: пока цела «Нерушимая стена», стоять и Киеву.