Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

5,8k full reads
8,6k story viewUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 68% of the total page views
4 minutes — average reading time

Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.
Я просто уверена, что можно научиться летать, — продолжала Пеппи.- Конечно, шлепнуться на землю не сладко, но ведь не обязательно начинать сразу с большой высоты.
(Пеппи Длинныйчулок)

В Советском Союзе, пожалуй, не было ребенка, который не слышал ничего о Карлсоне. А появление мультфильма Бориса Степанцева с обаятельным мужчиной в самом расцвете сил, окончательно закрепил успех этой шведской истории в сердцах детей. Книги Астрид Линдгрен дают нам ощущение, что детский писатель – это, во-первых, призвание, а во-вторых, совершенно особенное ощущение мира и жизни вокруг. Отчасти так и есть, но судьба Астрид далеко не всегда была к ней благосклонна, она била ее, но, вместе с тем, если бы не эти хлёсткие удары, мы могли бы никогда не узнать эту детскую писательницу.

Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

Астрид родилась в очень необычной по тем временам семье. Она появилась на свет в самом начале 20 века, когда детей было принято воспитывать в строгости, абсолютном послушании, набожности. Разумеется, такое воспитание было больше в интересах самих родителей, нежели детей, которые росли иногда чересчур зажатыми, замкнутыми, с чувством вины и страхом провиниться перед богом. И, несмотря на то, что Астрид воспитывалась в религиозной семье, родители позволяли ей многое, что вызывало недоумение и даже осуждение соседей и знакомых. Мама нашей героини была очень терпеливой, позволяла дочке шалить, резвиться, не наказывая ее, а наоборот поощряя это чувство свободы, присущее детству.

Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

Конечно, кто-то подумает, что дальнейшие события в жизни Линдгрен как раз связаны с абсолютной свободой, предоставленной родителями, но вспомните, сколько подобных историй случалось и в семьях с более строгим воспитанием. А речь пойдет о том, что в 18 лет Астрид забеременела. Она не была замужем, более того, отец ребенка находился в сложных отношениях со своей супругой… Линдгрен понимала, что если о ее беременности узнают, это поставит возлюбленного в сложное положение, все будут осуждать его. Удивительно, но он, похоже, совершенно не думал о том, как тяжело Астрид, и какое бурление внутренних нечистот будет происходить в обществе по поводу ее внебрачной беременности. Как бы то ни было, наша героиня понимала, что оставаться в Швеции она не может, ее не просто будут осуждать, но и, учитывая возраст и отсутствие законного супруга, смогут отнять ребенка. О времена, о нравы!

И Астрид принимает решение податься в Копенгаген, где при появлении ребенка на свет можно не указывать имя его отца и не быть при этом забросанной камнями. Там на свет и появился ее сын Ларс. Только денег на жизнь и содержание ребенка у Линдгрен не было совершенно. И она принимает решение оставить малыша, его определяют в приемную семью. Сама же Астрид уезжает в Стокгольм, где оканчивает курсы секретарей. Она устроится на работу, встретит мужчину, за которого решит выйти замуж и, как итог, сможет забрать Ларса, когда ему стукнет уже 5 лет.

Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

В браке Астрид родит девочку Карин. Именно она и ее безграничная фантазия подтолкнут Линдгрен к тому, чтобы стать писательницей. Карин однажды попросит: «Расскажи мне сказку про Пеппи Длинныйчулок!» Мама не могла отказать дочери. А потом, спустя некоторое время Астрид напишет книгу о приключениях этой свободолюбивой девочки. Только ее не захотят издавать, уж слишком прогрессивные в ней были идеи детского воспитания, ломающие прежнюю систему поощрения и наказания своих «маленьких собственных людей». Лишь спустя несколько лет ее книга увидит свет. Конечно, ее будут ругать, но от этого популярность Пеппилотты Виктуалии Рульгардины Крисминты Эфраимсдоттер Длинныйчулок будет только расти. Дети будут в полном восторге от этой девчонки и ее приключений.

Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

Астрид будет писать и дальше, и в каждом ее произведении будет прослеживаться боль от того, что когда-то она бросила своего ребенка. Все герои ее сказок – это дети, растущие без родителей или с ними, но чувствующие себя одинокими и никому не нужными.

Что случилось, малыш? Ты потерялся? Ищешь маму и папу?
Ничего более глупого Эмиль давно уже не слыхал.
— Вовсе я не потерялся, — огрызнулся он. — Я ведь здесь. А уж если кто потерялся, то скорее мама и папа.
(Приключения Эмиля из Леннеберги)
…Ведь ухаживать за детьми очень просто. Если говорить с ними спокойно и ласково, они будут тебя слушаться. Я читала в газете.
(Мы все из Бюллербю)

Эту боль и чувство вины перед своим сыном Астрид пронесет через всю жизнь. Однако она не превратится в унывающую даму в депрессии. В ней всегда будет кипеть и бурлить настоящая жизнь. Она будет, словно ребенок, лазить по деревьям, резвиться, стараться сохранить в себе это ощущение детства, которое мы обычно теряем.

Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модами, а говорят только о мозолях и подоходных налогах.
(Пеппи Длинныйчулок)

К ней придет настоящая слава, в Швеции ее будут не просто уважать, будут относиться как к национальному достоянию. А она всю жизнь будет бороться с несправедливостью во всех ее проявлениях: Астрид говорит о необходимости принятия закона о защите животных, о защите окружающей среды, благодаря ей были созданы и функционируют фонды, защищающие детей от разных жизненных бед и передряг. На эти фонды она тратила почти весь свой заработок, а сама жила очень скромно в маленькой двушке и без излишеств. Интересно, что у нее складывались неплохие взаимоотношения с Советским Союзом, куда она не раз приезжала. И, надо сказать, что ее книги были в каждой советской семье, но это не принесло Астрид ни копейки. Однако она не стала поднимать эту тему. Возможно, понимая, что, скорее всего, подобный разговор будет означать лишение детей ее книг, а не выплату ей положенных денег.

Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

Астрид Линдгрен проживет долгую жизнь, ее не станет в 94 года. И в завершении своего пути Астрид будет жалеть о том, что слишком много времени потратила на взрослых, когда надо было больше писать для детей.

Мне нравится пение птиц, нравится перезвон моих серебристых тополей, но больше всего люблю я слушать смех сына в моем саду
(Мио, мой Мио!)
Астрид Линдгрен: личная драма детского писателя.

Будем признательны, если Вы поставите лайк и подпишитесь на наш канал - это никак потом Вас не потревожит (никаких уведомлений и смс), а нам будет приятно. Спасибо!

Еще больше историй на канале "Исторические заметки":

"Надежда Крупская. Жизнь втроем и смерть в одиночестве"

"Ганс Христиан Андерсен и его страшные сказки для взрослых"

"Мадам Тюссо: отомстить толпе любой ценой"