Леонид Гайдай: тернистый путь гения комедии

15.05.2018

Один из самых любимых режиссеров и сценаристов у большинства зрителей был и остается Леонид Гайдай. Биография и фильмография этого талантливого человека интересует не только аудиторию советского времени, но и современную молодежь. Это неудивительно, ведь его картины можно пересматривать с большим интересом и сегодня. Поэтому я бы хотел рассказать об этом выдающимся человеке и его сложном жизненном пути.

Начало пути

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области в семье железнодорожного рабочего Иова Гайдая. От своего отца Леонид унаследовал веселый нрав, который сильно повлияет на его жизненный путь.

Через некоторое время семья отправляется в Иркутскую область, где юный Гайдай работал в Театре Сатиры и участвовал в спектаклях в местном Доме Культуры. В 1942 году Гайдая призвали на фронт, однако спустя год получил серьезное ранение ноги. После возвращения домой он пошел учиться в драмтеатр и окончил его в 1947 году. Затем два года успешно играл в спектаклях, но юного актёра всегда тянуло именно в режиссерское кресло.

В 1949 Гайдай уезжает в Москву, чтобы учиться на режиссера. Именно там он познакомился с той, которая стала ему женой на всю жизнь - Ниной Гребешковой. Она активно поддерживает Гайдая во всех его начинаниях и вместе с ним переживает все его неудачи. В те же студенческие годы началась фильмография Гайдая, когда он снялся как актер в фильме «Ляна» (1955), а через три года вышла драма «Ветер», где снова снимался Леонид. И после этих фильмов основным поприщем Гайдая становиться режиссура, поэтому его фильмография весьма скудная. Его можно увидеть в «12 стульев» 1971 года и «на Дерибасовской хорошая погода…» 1992 года.

Дебют

Дебютировал, как режиссер Гайдай в 1955 году, с фильмом «Долгий путь». Несмотря на то, что фильм не был комедией, критики разглядели в нем отличного комедиографа и настоятельно рекомендовали сосредоточиться именно на этом жанре.

Гайдай сам тяготел к комедийному жанру и первой его комедией стала работа «Жених с того света», правда сатира фильма не понравилась чиновникам: они раскритиковали и урезали картину. Гайдай был растерян и тогда начал ненавидеть советскую цензуру. Через два года он представляет зрителю киноповесть «Трижды воскресший» (1960), но поскольку это был не жанр Гайдая, картина провалилась. Аркадий Иович был подавлен, поскольку не понимал, что ему снимать: комедии не пропускали чиновники, а драму Гайдай не умел снимать.

Успех!

Подавленный Гайдай поехал в гости к родителям и случайно обнаружил на чердаке газету «Правда», в которой были стихи Олейника «Пес Барбос». Он увидел в этом увлекательный сюжет, жена его в этом поддержала. Позднее была отснята короткометражка без слов, в которой Балбес, Трус и Бывалый получили популярность.

Это был настоящий всесоюзный прорыв, в котором проявился комедийный гений Леонида Гайдая. На волне успеха была отснята короткометражка «Самогонщики» (1961), в ней фигурировала эта же комедийная тройка. Затем пошли так же успешные фильмы: «Деловые люди», «Вождь краснокожих» и «Родственные души».

Настоящая народная любовь пришла к Гайдаю после выхода новелл «Операция Ы» в 1965 году. Год спустя «Кавказская пленница» закрепила его успех. Затем фильмография Гайдая пополнилась в 1968 году «Бриллиантовой рукой». Эти фильмы считались самыми кассовыми в СССР.

Гений комедии

Гайдай на съёмках х/ф "Иван Васильевич меняет профессию"
Гайдай на съёмках х/ф "Иван Васильевич меняет профессию"

Последовало творческое затишье. Злые языки поговаривали, что Гайдай спёкся и хитов больше ждать не стоит. Правда все злопыхатели замолчали как в 1971 году люди снова смеялись, просматривая в кинотеатрах комедию «12 стульев». После оглушительного успеха "12 стульев", Гайдай снимает ещё две комедии, которые так же стали культовыми «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.), а два года спустя над «Не может быть!».(1975 г.)

Восьмидесятые также ознаменовались выпуском двух замечательных комедий, которые стали легендарными - «За спичками» и «Спортлото-82». В последней лично мне очень понравился Михаил Пуговкин, который блестяще преподнес своего персонажа и сделал комедию более "живой".

После этих картин вышли в свет ещё несколько комедий, но они оказались уже слабее и не отличались той легкостью и иронией, которая присутствовала в предыдущих работах. Скорее всего, дело было в том времени, когда проводились съемки - "Перестройка". Последними работами мэра были «Опасно для жизни» и «На Дерибасовской хорошая погода…».

Смерть и признание

Памятник Гайдаю в Иркутске
Памятник Гайдаю в Иркутске

Леонид Гайдай был заядлым курильщиком с многолетним стажем. Курить он начал незадолго до войны, а уж на войне курил почти без остановки. Как, впрочем, курили почти все наши бойцы. А уж та отрава, которую потребляли наши солдаты, и на табак-то не очень была похожа. Гайдай не мог провести без сигареты и часа, в итоге курение попросту уничтожило его иммунитет.

Леонид Гайдай скончался вечером 19 ноября 1993 года, на 71-м году жизни, в московской больнице в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Как принято в нашей стране, чаще всего талантливый человек получает признание после смерти. Так получилось и с Гайдаем. Мало кто знал о смерти режиссера, но после нее он был признан мастером сатиры и комедии.

Сегодня Леонида Гайдая относят к классикам жанра. Лучшие фильмы этого режиссера мы готовы пересматривать снова и снова. Так тонко уметь высмеять советское общество во времена дикой цензуры, не умел никто. Сегодня мы до сих пор с удовольствием смотрим «Двенадцать стульев», «Бриллиантовую руку», «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» и многие другие шедевры Гайдая.

Спасибо, что дочитали до конца. Друзья, тема, о которой я пишу, не столь популярна, поэтому, если Вам понравилось, не проходите мимо и подписывайтесь на мой канал или поставьте лайк статье, этим Вы меня очень поддержите.