Стратегический бомбардировщик М-4, который должен был бомбить США

В январе 1953 года в воздух поднялся советский стратегический бомбардировщик М-4, который разрабатывался для нанесения ядерных ударов по территории США. Реактивный бомбардировщик обладал колоссальной мощью, за что американскими экспертами был назван “Бизоном”.

Советский стратегический бомбардировщик М-4
Советский стратегический бомбардировщик М-4

Появившийся на свет в годы холодной войны, М-4 должен был при самых негативных сценариях для СССР гарантировать полное уничтожение врага. В строевые части этот уникальный самолет стал поступать в феврале 1955 года, на пару месяцев раньше, чем американский стратегический бомбардировщик B-52 начал появляться в ВВС США.

Американский стратегический бомбардировщик B-52
Американский стратегический бомбардировщик B-52

Таким образом М-4 стал самым первым в мире межконтинентальным стратегическим бомбардировщиком, который может нести на борту ядерное оружие. Наносить удары по территории США планировалось точечно, только по самым важным политическим, военным, экономическим и административным центрам. Благо, характеристики самолета позволяли долететь практически до любой точки в США.

Летные и боевые характеристики М-4

Создание реактивного самолета, который без дозаправки сможет долететь до берегов США с ядерным грузом на борту это сложная и нетривиальная задача. Конструкторы должны были разработать самолет с впечатляющими летными характеристиками. Изначально планировалось, что самолет будет иметь практическую дальность 12000 км и крейсерскую скорость 900 км/ч. Но достичь таких параметров не удалось.

Реактивные двигатели АМ-3 имели высокий удельный расход топлива, из-за чего максимальная дальность полета составила “всего” 9500 км. Таких показателей явно не хватало, чтобы сбросить ядерные бомбы на территории противника и вернуться на аэродром в СССР. Решением проблемы стало использование дозаправщика. С дозаправкой в воздухе М-4 смог пролететь за 17 часов почти 15000 км.

М-4 на аэродроме
М-4 на аэродроме

Со скоростью проблем не возникло. 4 турбореактивных двигателя АМ-3 выдавали 8 750 кгс тяги каждый. Это позволяло разогнать самолет до 950 км/ч.

Бомбардировщик имел очень мощное вооружение. Главное орудие этого исполина – термоядерная бомба РДС-37, мощностью 2,9 Мт. Ода такая бомба могла полностью уничтожить целый мегаполис. М-4 мог нести и несколько меньших по мощности ядерных бомб, или же обычные авиационные бомбы.

М-4 в полете
М-4 в полете

Стандартная бомбовая нагрузка составляла 9 000 кг, а максимальная – 24 000 кг. Итого получалось, что бомбовая нагрузка М-4 в два раза превышает нагрузку Ту-95, который в скором времени должен был стать на вооружение.

Помимо непосредственно бомб, на самолет устанавливались девять 23-мм орудий НР-23 или шесть 23-мм орудий АМ-23 в трех спаренных башнях.

Передовые технологии

М-4 готовится ко взлету
М-4 готовится ко взлету

Создание современного реактивного бомбардировщика потребовало внедрения новых разработок и технологий. Так, в конструкционных узлах самолета стали применять новый высокопрочный алюминиевый сплав В-65 и В-95. Несмотря на высокую прочность, сплав имел малый вес, за счет чего снижалась общая масса самолета и повышалась дальность полета.

Также специально для М-4 создали новую велосипедную стойку шасси с двумя опорами. Это позволило дополнительно снизить общий вес самолета. Также на борт установили новое навигационное оборудование и систему управления, которая облегчала управление самолетом на малой высоте.

Всего было произведено 32 самолета подобного класса. Все машины в случае необходимости могли доставить ядерный заряд на территорию США. С самолетом М-4 Советский Союз обрел надежный ядерный щит.

Понравилась статья? Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Тогда в вашей ленте чаще будут появляться наши публикации.