Почему Ил-2 был лучшим штурмовиком Второй мировой?

Ил-2 штурмовик. Легендарный и самый массовый самолет за всю историю существования авиации, который внес внушительный вклад в Победу над нацисткой Германией. Сегодня я расскажу об истории этого самолета, и почему я считаю Ил-2 лучшим штурмовиком Второй мировой войны.

Летающий танк

Ил-2 начал разрабатываться еще во второй половине 30-х годов. Самолет задумывался как бронированный штурмовик, способный эффективно бороться с наземными силами противника. Изначально он был двухместным - пилот спереди и бортстрелок сзади.

После проведенных в 1939 году испытаний было решено создать одноместный вариант самолета, который позже и пошел в серию.

Главной особенностью Ил-2 можно считать его уникальную броню. Все важные узлы и сам пилот находились в бронекапсуле, а вместо смотрового стекла использовалось толстое бронестекло. Толщина брони не превышала 6 мм, но этого было достаточно, чтобы защитить самолет и летчика от пулеметного огня. В движение самолет приводил двигатель АМ-38 мощностью 1700 л.с, которого было вполне достаточно для комфортного полета.

При проектировании и производстве Ил-2 применили уникальную технологию, которая позволяла изготавливать бронелисты сложной обтекаемой формы. Немцы же, к примеру, на своих штурмовиках делали угловатую броню, а сверху накладывали обтекатели. Таким образом удалось сэкономить пространство и массу, необходимые для установки тяжелого вооружения.

А вооружение было действительно внушающим. Два пристрелочных пулемета ШКАС, которые экипировались в основном трассирующими патронами, две 23-мм авиационные пушки ВЯ, подвесы для для бомб и подкрыльевые подвесы для ракет РС (которыми стреляли "Катюши"). Все это позволяло с легкостью справляться с транспортными колоннами немцев и даже с легкобронированной техникой.

Боевое применение

Ил-2 с самого начала показал отличные результаты в качестве истребителя наземной силы. Появление Ил-2 над головами ничего не понимающих немцев вызывало настоящую панику. Самолет мог подолгу кружить над какой-нибудь колонной, методично уничтожая автомобили, грузовики и даже легкие танки. Если у пехоты не было воздушной поддержки, то их судьба была предрешена.

В связи с этим Ил-2 стал врагом номер 1 для немецких летчиков. Их старались как можно быстрее уничтожить, пока они не нанесли колоссальный урон по наземным силам. А бортстрелка, который мог бы отстреливаться от хищных Мессершмиттов на хвосте убрали на этапе испытаний. Летчики даже красили деревянные палки в черный цвет и приделывали их назад, чтобы немецкие летчики думали, что это пулемет, и не так смело заходили в хвост штурмовику.

В конечном счете ОКБ Ильюшина создало двухместную версию штурмовика с бортстрелком, которая получила наименование Ил-2М. Количество потерь сократилось.

Двухместный вариант Ил-2
Двухместный вариант Ил-2

Тактика ведения боя была следующей: самолет заходил на колонну под небольшим углом, пристреливался из ШКАСов трассирующими пулями и открывал огонь по ведущей машине. Позже, когда колона останавливалась, он неспеша уничтожал остальные силы противника с помощью бомб, ракет и пушек. Тактика была простой и эффективной, а немцы, завидев вдалеке силуэт Ил-2 предпочитали бросаться врассыпную.

Всего было произведено более 36000(!) самолетов Ил-2, которые прошли всю войну от и до. Но из-за уязвимости самолета в первой, самой напряженной половине войны общие боевые потери составили более 12000 самолетов. Тем не менее они внесли огромный вклад в становление Победы, оказав значительное давление на противника. И именно поэтому я считаю Ил-2 самым лучшим и эффективным штурмовиком Второй мировой войны.

Памятник Ил-2 в Воронеже
Памятник Ил-2 в Воронеже

Ил-2 вы можете увидеть как в музеях, так и на улицах и в парках некоторых российских городов.

На этом все! Ставьте лайк, если понравилась статья! Подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые публикации, которые выходят каждый день! Всего доброго и до скорых встреч!