1513 г. Никколо Макиавелли выводит политику из-под действия общей морали

Никколо родился в семье юриста, жившего неподалеку от Флоренции. Получил хорошее образование. Своим появлением в политике Никколо обязан Савонароле, который с 1494 года по 1498 год фактически правил Флоренцией. Савонарола был благочестивым монахом и ярким христианским проповедником. Будучи самым влиятельным лицом в республике, фактическим её правителем, он исходил в своих действиях из христианской морали. В итоге Савонарола нажил влиятельных врагов (в их числе был Римский папа Александр IV Борджиа), стараниями которых был свергнут и казнен в 1498 году.

Никколо поступает на службу к Чезаре Борджиа (сыну Римского папы), который стал правителем Романии (соседняя с Флоренцией область Италии). Чезаре был полной противоположностью Савонароле, жестоким, вероломным и беспринципным. Несмотря на то, что его действия не согласовывались с христианской моралью, он смог эффективно управлять своей областью. Именно Чезаре стал прообразом Государя Никколо Макиавелли. После смерти Римского папы, отца Чезаре, Никколо служит во Флоренции до упразднения республики и реставрации Медичи в 1512 году. В следующем году Никколо изгоняется из Флоренции в своё поместье, где пишет свои труды.

Главным значением работ Никколо является то, что они обосновали вывод политики из-под действия христианской морали. Политик, действующий, исходя из общих принципов нравственности, потерпит крах, потеряет свою власть и станет причиной бедствий своего государства. Политик жестокий, беспринципный, отказывающийся от своих обещаний, если это требуется, будет править эффективно, а его государство будет процветать. В своей работе «Государь», которая была опубликована во Флоренции через пять лет после его смерти, Никколо дает конкретные советы правителю в сферах внутренней и внешней политики.

С одной стороны, Никколо описал реалии своего времени, когда честный христианин Савонарола терпит поражение от коррумпированного и порочного Римского папы и его светских сторонников. С другой стороны, Никколо в своих наставлениях Государю напоминает Кришну, который наставлял принца Арджуну на убийство его родственников во имя высшего блага. Государь Макиавелли также как Арджуна должен руководствоваться интересами своего государства и реализовывать их, несмотря на нравственные законы.

Идеология Реальной политики Никколо имела успех, так как была способна оправдать аморальные действия власти. Она также хорошо согласовывалась с принципами крепнувшей на торговле и ростовщичестве буржуазии, которая теперь могла, ссылаясь на Макиавелли, оправдывать свои деструктивные действия в отношении конкурентов высшим благом общественной необходимости.