Десантные корабли-доки

Десантные корабли-доки LSD по мнению иностранных специалистов являются универсальными кораблями, способными обеспечивать:

— транспортировку морем, выпуск на воду и прием с воды десантно-высадочных плавсредств и плавающей техники, а также высадку ограниченного количества десантников;

— транспортировку морем подвижной техники, вертолетов и прочих грузов;

— транспортировку Морем и выпуск на воду катеров-тральщиков, сторожевых катеров и других малых кораблей;

— небольшой ремонт подводной части малых кораблей и плавсредств.

Использование в десантных операциях кораблей-доков позволяет значительно упростить и ускорить операцию спуска на воду десантных плавсредств под огнем противника и тем самым снизить потери в кораблях и людях.

До 70-х годов десантные корабли-доки строились лишь в США и Франции. За время второй мировой войны для американского флота было построено 27 таких кораблей: 8 типа «Эшлэнд» LSD-1 — LSD-8 и 19 типа «Кэбилдо» LSD-9 — LSD-27. В послевоенные годы четыре десантных корабля-дока были переданы флотам других стран, четыре переоборудованы во вспомогательные суда ВМС США, а один в 1967 году сдан на слом. В конце 50-х и начале 60-х годов семь американских кораблей-доков (пять типа «Кэбилдо» и два типа «Эшлэнд») прошли модернизацию по программе ФРАМ-П. В 1969 году все корабли-доки ВМС США типа «Эшлэнд» исключены из состава флота.

В 1954—1956 гг. в состав американского флота было введено восемь новых, более совершенных десантных кораблей-доков типа «Томастон» LSD-28— LSD-35. В 1958 году в США было построено десантное судно-док «Пойнт-Барроу», предназначенное для использования в арктических районах. По программам 1965, 1966 и 1967 финансовых годов начата постройка пяти кораблей типа «Энкорэйдж» LSD-36, которые явятся дальнейшим развитием кораблей типа «Томастон». Во Франции в 1965—1968 гг. построено два корабля-дока типа «Ураган».

Основные тактико-технические данные десантных кораблей-доков иностранных флотов приведены в табл. 10. Как видно из таблицы, полное водоизмещение десантных кораблей-доков лежит в пределах от 8 500 до 13 650 т.

Важнейшей архитектурной особенностью рассматриваемых кораблей является наличие доковой камеры, протяженность которой составляет 80—87% длины корабля по КВЛ, и вместительных балластных цистерн. В носовой части над доковой камерой находится идущая от борта до борта надстройка. На французских кораблях типа «Ураган» она имеет небольшую ширину и сдвинута к правому борту. Кормовая часть доковой камеры (на протяжении 65% ее длины) не имеет постоянного закрытия. Ширина доковой камеры в средней части составляет около 60% ширины корабля по КВЛ, а высота (высота башен выше стапель-палубы) —до 55% высоты борта на миделе. В носовой части ширина доковой камеры уменьшается примерно до 60% ее ширины в средней части.

Доковые камеры пригодны и для приема высадочных средств на воздушной подушке. Французские корабли типа «Ураган» имеют доковые камеры примерно тех же размеров, что и американские корабли военной постройки.

Современные корабли-доки могут притапливаться до осадки 9,5 м. Высота воды над стапель-палубой в этих условиях достигает 3—3,5 м. Для обеспечения полного притапливания кораблей-доков балластная вода принимается в цистерны, находящиеся как ниже стапель-палубы, так и выше ее (в бортовых башнях дока). Время притапливания кораблей типа «Эшлэнд» и «Кэбилдо» с открытыми воротами доковых камер по наибольшую осадку составляет 1,5 часа, а время откачки балласта — 2,5 часа. Практически докование десантных плавсредств производится при высоте воды над стапель-палубой не более 1,8 м. Затопление ее до этого уровня занимает 45 минут, а откачка балласта до момента, когда плавсредства опускаются на стапель-палубу, длится около одного часа.

Ввод в док одной танко-десантной баржи LCU водоизмещением 360 т осуществляется в среднем за 4 минуты, а выход ее из дока занимает около 3 минут. Для облегчения ввода в док плавсредств в носовой части док-камеры устанавливается шпиль. Затопление док-камеры осуществляется обычно в момент стоянки корабля на якоре. Разгрузка дока на ходу производится в редких случаях.

При постройке первых кораблей-доков появились опасения, что во время притапливания их на волнении вода, растекаясь по стапель-палубе, может повредить находящиеся в доке плавсредства (навалить их друг на друга, ударить о бортовые переборки). Во избежание этого в средней части доковой камеры устанавливались двустворчатые ворота. Но в процессе эксплуатации они не использовались и были сняты.

Варианты загрузки доковых камер выбираются в соответствии с обстановкой. Так, в доковой камере корабля «Линденуолд» LSD-6, находившегося в 1964 году в составе 6-го флота США на Средиземном море, размещались две десантные баржи LCU, два десантных катера, самоходный наплавной мост, составленный из нескольких понтонов, а также баржа с тральным оборудованием для катерных тральщиков. Сами катера-тральщики (четыре единицы) принимались на съемную верхнюю палубу.

Наличие съемной палубы в кормовой части доковой камеры позволяет заводить в нее плавсредства, габаритная высота которых превышает высоту башен дока (до 7,2 м), а также облегчает погрузку и разгрузку доковой камеры при использовании ее в качестве грузового трюма, ангара для вертолетов или подвижных средств. Так, например, в доковой камере новых кораблей типа «Энкорэйдж» LSD-36 может быть размещено до 40 вертолетов. На стапель-палубе кораблей типа «Эшлэнд», имеющей площадь 1460 кв. м., может быть размещен груз весом 743 г.

Кроме того, предусматривается возможность приема груза (в том числе плавсредств, подвижной техники) на съемную верхнюю палубу. Ее настил состоит из секций— стальных листов, поддерживаемых тяжелыми рамными бимсами. К листам приварены рымы для подъема этих конструкций. В обычных условиях они используются для раскрепления грузов и техники, принимаемых на палубу (удельная нагрузка не более 0,835 т/кв.м). На верхнюю палубу кораблей-доков типа «Томастон» может быть принято до 400 т груза. Верхняя палуба может использоваться также в качестве взлетно-посадочной площадки десантных вертолетов (от трех до восьми машин).

В доковых камерах кораблей типа «Томастон», а также новых типа «Энкорэйдж» LSD-36, которые будут иметь высоту борта 13,4 м, предусматривается возможность установки съемной водонепроницаемой поперечной переборки и съемной палубы (на ней может быть размещен груз, в частности подвижные средства, общим весом до 200 г). Это значительно повышает гибкость использования кораблей, так как позволяет увеличить количество размещаемой подвижной техники при сохранении кораблем способности к докованию десантно-высадочных плавсредств. Для перемещения подвижных средств с верхней палубы на промежуточную или с промежуточной на стапель-палубу предусматривается специальная переносная (перемещаемая по вертикали) сходня.

Для проведения погрузочно-разгрузочных работ, снятия настила верхней палубы на всех десантных кораблях-доках предусмотрено по два поворотных крана с вылетом 13 м, установленных побортно на башнях. Грузоподъемность каждого из них 35 т на кораблях типа «Эшлэнд» и «Кэбилдо» и 50 т на кораблях более поздней постройки. Такие краны пригодны для погрузки и выгрузки из доковой камеры малых десантных плавсредств.

На кораблях-доках военной постройки число мест для десантников предусматривалось очень небольшим (около 60). Помещения для десантников размещались только в бортовых отсеках (башнях). В дальнейшем количество мест для десантников было увеличено до 175 на кораблях типа «Эшлэнд» и до 240 на кораблях типа «Кэбилдо» (за счет уменьшения объема кладовых, мастерских). Для быстрого приема десантников с других судов на кораблях предусмотрено по восемь бортовых грузовых сетей. С их помощью в благоприятных метеорологических условиях на корабль в течение 1 ч может быть принято до 1000 человек.

При проектировании кораблей типа «Томастон» были предусмотрены места для 100 десантников. Французские корабли-доки типа «Ураган» могут принимать до 450 человек. На кораблях типа «Энкорэйдж» будет обеспечена возможность размещения 490 десантников (из них 46 — офицеры), а также грузов десанта в закрытых помещениях. Увеличение объема жилых помещений будет достигнуто в первую очередь за счет увеличения протяженности и высоты надстройки. Для облегчения перемещения грузов по высоте на кораблях типа «Энкорэйдж» LSD-36 предусматриваются специальные грузовые конвейеры. Для облегчения грузовых операций на всех кораблях-доках имеются гидравлические домкраты, трехтонные вилочные погрузчики и т. п.

Десантные корабли-доки, построенные в годы второй мировой войны, первоначально имели на вооружении одну одноствольную 127-мм артустановку, 12 40-мм и 26 20-жж автоматов. К настоящему времени на американских кораблях-доках оставлены лишь 40-жж автоматы. Корабли, переданные другим флотам, имеют более сильное вооружение: на французском корабле-доке «Фуэр» 10 (бывший LSD-12) размещены: одна 105-жж артус-тановка, четыре 40-жж и два 20-жж автомата, а также два 120-жж миномета; на греческом корабле-доке «Нафкратусса» (бывший LSD-9) — одна 76-жж артустановка и восемь 40-жж автоматов.

На кораблях-доках ВМС США типа «Томастон» предусмотрено шесть спаренных 76-жж артустановок с радиолокационным управлением стрельбой, а на новых кораблях типа «Энкорэйдж» — по четыре таких установки. В будущем указанные артустановки могут быть заменены зенитными ракетными комплексами самообороны «Си Спэрроу». Французские корабли типа «Ураган» предполагалось вооружить шестью одноствольными 30-мм автоматами и двумя 120-жж минометами (для участия в огневой поддержке десанта), однако в настоящее время на них установлено лишь по два спаренных 40-жж автомата.

Два корабля типа «Томастон» имеют системы кондиционирования воздуха в жилых и служебных помещениях. Подобные системы предусматриваются и на новых десантных кораблях-доках. Стоимость постройки десантных кораблей-доков ВМС США типа «Энкорэйдж» составляет 35,3—38,3 млн. долларов (21,6—24,4 млн. долларов без учета контрагентских поставок).

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!