Десантные транспорты-доки

Десантные транспорты-доки LPD предназначены для транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье (с помощью плавсредств и вертолетов) полностью укомплектованных подразделений морской пехоты с плавающей и неплавающей подвижной техникой, а также с необходимыми для ведения боевых действий грузами (боеприпасами, запасными частями, продовольствием и т. п.). Являясь универсальными десантными кораблями, эти транспорты сочетают качества вертолетоносцев LPH, кораблей-доков LSD, войсковых и грузовых транспортов LPA и LKA. В случае необходимости десантные транспорты-доки могут использоваться для частичного докования небольших кораблей.

Важнейшей конструктивной особенностью десантных транспортов-доков, отличающих их от кораблей-доков, является наличие в кормовой части короткой доковой камеры, протяженность которой составляет 30—33% длины корабля по КВЛ. Над доковой камерой расположена полетная палуба для вертолетов.

Доковые камеры американских транспортов-доков перекрыты полетными палубами полностью, а на английских кораблях имеют в кормовой части открытый участок. Смежно с доковыми камерами (в нос от них) располагаются танковые трюмы, а под ними и в нос от них — грузовые трюмы.

На американских транспортах-доках длина доковой камеры равна 51,2 м, а ширина—15,25 м (на английских 51,9 м и 14,6 м соответственно). Стапель-палуба дока имеет уклон в корму. При полном затоплении доковой камеры глубина воды в ее носовой части равняется 1,2 м, а у кормовых ворот — 3,05 м (на английских транспортах-доках 1,22 м и 2,75 м соответственно).

Перегрузка подвижной техники из танкового трюма на десантно-высадочные плавсредства может осуществляться без перебалластировки транспорта-дока. Для перемещения плавсредств в доковой камере могут использоваться специальные шпили, расположенные побортно в кормовой части камеры. Кормовые ворота американских транспортов-доков имеют две створки — (верхнюю и нижнюю), вращающиеся относительно горизонтальных осей. На английских транспортах-доках кормовые ворота одностворчатые. Все они имеют гидравлический привод. В зависимости от рода решаемой задачи десантно-высадочные средства могут размещаться в доковых камерах в различных комбинациях. Так, на американских кораблях возможны следующие варианты загрузки доковых камер:

— одна универсальная десантная баржа LCU и три танко-десантных плашкоута типа LCM (б);

— шесть танко-десантных плашкоутов типа LCM (6);

— четыре танко-десантных плашкоута типа LCM. (8);

— двадцать плавающих бронетранспортеров (амфибий) типа LVT.

Плавающая техника может сходить на воду (при открытых воротах) и без затопления доковой камеры.

В доковые камеры английских кораблей типа «Фирлесс» принимается по четыре танко-десантных плашкоута типа LCM. (9) (по два средних танка «Центурион» или по одному тяжелому танку «Чифтейн» на каждом). Кроме того, транспорты-доки имеют возможность принимать по нескольку десантных катеров в шлюпбалки. На американские корабли принимается по два плашкоута типа LCM (6), а на английские— по четыре типа LCV (Р).

Доковые камеры транспортов - доков пригодны также и для приема десантных катеров на воздушной подушке, которые в будущем должны, по мнению иностранных специалистов, явится основным типом десантно-высадочных средств.

Во избежание повреждении при доковании стапель-палуба и стенки бортовых башен на английских кораблях обшиты деревом. В целях предотвращения наваливания размещенных в доковой камере плавсредств друг на друга при качке на английских кораблях в диаметральной плоскости установлена полупереборка, обшитая деревом. На американских кораблях имеется короткая съемная переборка. Для уменьшения высоты волн в доковой камере на американских кораблях используются перфорированные волногасительные щиты.

В корму от доковой камеры на десантных транспортах-доках находится танковый трюм. Танковая палуба приподнята над стапель-палубой на один твиндек и соединяется с ней с помощью стационарной сходни с перфорированным покрытием. Эта сходня служит одновременно и волноотбойником. На английских кораблях в танковом трюме, имеющем высоту в свету 4,88 м, могуг быть размещены 15 танков или другая крупногабаритная техника (например, трейлеры РЛС). Перемещение подвижной техники с полетной палубы в танковый трюм и обратно на всех транспортах-доках осуществляется с помощью опускной сходни, которая в положении по-походному находится под полетной палубой.

На американских кораблях под танковой палубой находятся два грузовых трюма. Один из них предназначен для размещения подвижных средств, которые подаются на танковую палубу с помощью лифта грузоподъемностью 8,2 т. Другой трюм, в котором размещаются легкие грузы, обслуживается лифтом меньшей грузоподъемности. В отличие от первого этот лифт может подавать грузы и непосредственно на полетную палубу.

На английских кораблях танковая палуба сообщается с нижележащим трюмом для подвижных средств (высота твиндека: 3,05 м в носу и 1,83 м в корме; вместимость: 7 7-тонных и 20 0,2-тонных автомашин) с помощью сходни, которая в положении по-походному проем в танковой палубе. В нос от танкового трюма на транспортах-доках размещаются трюмы для малогабаритных грузов (запасные части, боеприпасы, предметы снабжения). На американских кораблях все они перевозятся в пакетах. Подача пакетов из носовых трюмов в танковый осуществляется с помощью двух плиточных конвейеров. Перемещение пакетов к конвейерам осуществляется автопогрузчиками.

На транспортах-доках типа «Рэлей» и «Фирлесс» может быть размещено до 2000 т. груза (без учета веса плавсредств). Американские транспорты-доки типа «Кливленд» имеют еще большую грузоподъемность (до 3900 т.). Все имеющиеся на транспортах-доках грузы могут быть перемещены в танковый трюм, а оттуда на плашкоуты или на полетную палубу к вертолетам (с помощью автопогрузчиков).

На английских кораблях передача грузов из танкового трюма на плашкоуты осуществляется с помощью 5-тонного мостового крана. На американских транспортах-доках типа LPD-4 для этой цели используются шесть грузовых тележек, которые передвигаются по трем монорельсам, проложенным по периметру подволока доковой камеры и танкового трюма и сопряженным между собой попарно в кормовой части доковой камеры. Каждая тележка состоит из кабины оператора, устройства для передвижения по монорельсу (электродвигатель с фрикционной передачей в виде двух дисков) и двух независимо действующих лебедок для подъема груза. Лебедки могут работать при изменении направления тягового усилия до 30° от вертикали. Тележки передвигаются по монорельсам со скоростью 14,3 или 35 м/сек. Подобное грузовое устройство обеспечивает весьма быструю погрузку и разгрузку плашкоутов. Его производительность 350 т/ч.

На трех американских транспортах-доках более ранней постройки доковая камера обслуживается шестью мостовыми кранами, передвигающимися по двухрельсовой эстакаде, также имеющей форму подковы.

Для передачи грузов из танкового трюма на плавсредства, стоящие у борта, американские транспорты-доки имеют по одному лац-порту с каждого берега. Кроме того, погрузка находящихся у борта плавсредств может осуществляться с помощью поворотного подъемного крана, расположенного на полетной палубе (с правого борта). На английских кораблях в носовой части полетной палубы с правого борта установлен поворотный кран грузоподъемностью 6 т. Открытая часть доковой камеры обслуживается также поворотным краном.

Наряду с плавсредствами для высадки десанта с транспортов-доков могут использоваться и вертолеты. На полетных палубах десантных транспортов-доков возможно размещение до пяти — шести вертолетов, однако одновременно может взлетать (или садиться) не более двух машин. Стационарных ангаров для вертолетов транспорты-доки не имеют. На некоторых американских кораблях типа «Кливленд» в кормовой части полетной палубы установлен раздвижной ангар телескопического типа, вмещающий один вертолет.

Устанавливаемое на всех транспортах-доках оборудование для вертолетов включает хранилище авиационного топлива, систему его подачи (два поста заправки на полетной палубе), мастерскую для ограниченного ремонта вертолетов и пост управления полетами.

Вертолеты обеспечивают доставку с кораблей на берег полностью снаряженных десантников со стрелковым вооружением, а также боеприпасов, продовольствия.

Английские и американские специалисты допускают в будущем возможность боевого использования с десантных транспортов-доков не только вертолетов, но и самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). В 1965—1967 гг. в английском и американском флотах были проведены удачные опыты по посадке и взлету с палуб транспортов-доков английских штурмовиков СВВП типа Р-1127 «Харриер», пригодных для оказания непосредственной авиационной поддержки десантам.

В мирное время на борту английских кораблей обычно находится 380—400 десантников.

На американских кораблях в кубриках для десантников предусмотрены стационарные трехъярусные койки с матрацами из губчатой резины, откидные столы и скамейки. В распоряжение каждого десантника предоставляется один небольшой рундук. В помещениях, смежных с жилыми, оборудованы кладовые для хранения снаряжения, вещевых мешков и оборудования десантников. В столовой десанта предусмотрены сидячие места (на десантных транспортах периода второй мировой войны десантники принимали пищу стоя). Офицеры десанта размещаются в каютах.

Зенитное вооружение американских десантных транспортов-доков ограничено четырьмя спаренными 76-мм артустановками с радиолокационным управлением стрельбой (система Мк-56). Антенны стрельбовых РЛС размещены непосредственно на двух кормовых артустановках, а одна антенна установлена на крыше ходовой рубки. В дальнейшем артустановки предполагается заменить зенитными ракетными комплексами самообороны «Си Спэрроу». На английских десантных транспортах-доках размещено по четыре зенитных ракетных комплекса самообороны «Сикэт» (наклонная дальность 6,5 км), а также по два одноствольных 40-мм автомата.

Радиотехническое вооружение американских транспортов-доков включает РЛС обнаружения воздушных целей, РЛС обнаружения надводных и низколетящих воздушных целей, средства радиопротиводействия, систему привода вертолетов на корабль. Предусмотрен боевой информационный пост, в котором обрабатываются, обобщаются и представляются в наглядном виде данные об общей надводной, воздушной и наземной (в районе высадки десанта) обстановке. Четвертый и все последующие транспорты-доки ВМС США будут иметь комплекс помещений флагманского командного пункта, а три корабля: «Коронадо» LPD-11, «Шривпорт» LPD-12 и «Нешуилл» LPD-13 — специально оборудуются как штабные корабли десантных сил. Английские корабли имеют менее развитые радиотехнические средства, однако и на них предусматривается размещение постов управления десантными силами.

В целях экономии средств американские транспорты-доки построены с максимальным использованием оборудования гражданских судов (двери, крыши люков, мебель и т. п.). В основном корпусе десантных транспортов-доков иллюминаторы полностью отсутствуют. Жилые и служебные помещения обслуживаются системами кондиционирования. В конструкции корпуса американских транспортов-доков широкое применение нашли легкие алюминиевые сплавы.

Стоимость постройки десантных транспортов-доков составляет: в США — 36—45 млн. долларов (корабли, оборудованные как штабные—до 69,8 млн. долларов); в Англии—11—12 млн. фунтов стерлингов. Продолжительность постройки этих кораблей от 22 до 42 месяцев, средняя удельная продолжительность (продолжительность постройки, отнесенная к водоизмещению порожнем) в США составляет 0,092—0,095 дней/т, а в Англии — 0,164 дней/т.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!