Кто такие сарты?

1,8K прочитали
Who is who?! Это основной вопрос философии. Фундаментальная платформа онтологии. Не верьте учебникам, по которым вас обучают в университетах независимых республик.

Who is who?! Это основной вопрос философии. Фундаментальная платформа онтологии. Не верьте учебникам, по которым вас обучают в университетах независимых республик. Даже освободившись от колониального рабства, интеллигенция этих этносов не может освободиться от рабства духовного и даже интеллектуального. В своей работе эта с позволения сказать, интеллигенция, пользуется опусами графоманов враждебных инстанций и ничем не гнушается. Книги, якобы написанные на гранты заморских стран, публикации в Интернете, якобы освежающие старые публикации предшественников нынешних идеологов неоколониализма, даже дублирование апологетов национального патриотизма явно состряпаны оголтелыми врагами автохтонных народов Средней Азии. Однако еще вреднее сочинение мифов националистами псевдонауки будто прародителем узбеков является мифический Абуль Тюрк, которого не отыщете ни в Торе с Танахом, ни в Ветхом Завете с Новым, ни в Калом-Оллох Куръане. Помнится, еще русский профессор Григорьев смеялся над подобным мракобесием хивинского баснописца Абульгази. Непонятно и поразительно, почему мифотворцы-националисты игнорируют труды Андреева, Ахмедова, Бартольда, Васильева, Григорьева, Зарубина, Ртвеладзе, Семенова?!

Who is who?! Это основной вопрос философии. Фундаментальная платформа онтологии. Не верьте учебникам, по которым вас обучают в университетах независимых республик.-2

Основной суперэтнос Мавераннахра – сарты вместе с таджиками. Они всегда были неразрывны и это вопрос корневого происхождения. Дело в том, что таджики – те же сарты, а сарты – те же таджики только более мудрые и сдержанные (толерантные) к чужим и спокойно воспринимающие новые языки, как они овладели языками тюрков. Самаркандские сарты говорят: Забон – соябон (язык – зонтик предохраняющий голову). Однако академическая наука генезис сартов производит со второго столетия, а до этого определяют четырехвековый инкубационный период. Это означает, что к приходу арабов, объявивших свою основную хорасанскую клиентеллу, уничтожившую местных согдийцев истинными мусульманами, сарты давно обитали на землях Трансоксании как древнейшие автохтоны. На этой земле проживали сака-хаомауварка, массагеты с согдийцами, а также с проходящими не задерживаясь, мигрантами с Алтая, Ордоса, Хотана в лице кидаритов, кушан, эфталитов, тюрков. Однако этносы никуда не подевались, оказавшись предками-предшественниками сартов и таджиков. Если ираноязычные саки сыграли историческую роль прототаджиков, тогда как многочисленные мигранты-тюрки кардинально повлияли на этногенез сартов – ираноязычного суперэтноса перенявшего тюркские наречия и ставшего билингвичным, а впоследствии при советском режиме ставшим тюркоязычным. Арабы сначала в Мерве, затем в Бухаре и Самарканде, Усрушане и Ходженте, даже в Левобережье Ферганы утвердили ислам с помощью многочисленной клиентеллы в лице хорасанцев и частично принявших ислам сартов. Персоязычные мусульмане периода арабского нашествия активно ассимилировались в Трансоксании по принципу этнической комплиментарности. По утверждениям Гафурова и Литвинского именно со времен стабильного утверждения господства ислама остатки иранских и согдийских этносов так и зовутся таджиками. Более того, на службе арабов практичные хорасанцы женившись на дочерях аристократов из местных дихкан-феодалов и зороастрийских жрецов дастуру-мобад, стали похожими на брахецефальных ферганцев уже в первом поколении потомков как Альфраганус, который в Египте был несторианином. Наср ибн Сайёр издал фирман согласно которому ни один араб либо перс войска, стоящего гарнизоном в Мавераннахре не имел права оставаться холостым. Каждый был обязан сотворить никах-бракосочетание с аборигенкой. Именно тогда родилась правящая во всем Мавераннахре социально-этническая каста – «ходжа» как сословие. Итак, до прихода арабов прототаджики (их называли сака-хаомауварка) обитали в Ферганской Котловине. Восточную часть Ферганы населяли тюркские племена карлук. Далее на запад и север обитали саки-массагеты вперемежку локально с согдийцами – ремесленниками и торговцами, контролировавшими Шелковый Путь. Наконец на юге находились балхцы и бактрийцы. Все это было украшено сартским суперэтносом городов (шахристан) и селений (рабат), а вокруг на пастбищных землях приживались племена тюрков, начиная с периода экспансии Западного Тюркского Хаканата. С приходом арабов сартский суперэтнос оформляется как мусульманский конгломерат, вобрав в себя многие тюркские элементы, принявшие ислам. Таджикский этнос также оформляется конкретно и четко вплоть до своих предгорных локалий, куда они не пускали тюрок. Например, в Ферганской Котловине в южной части предгорья от Усрушаны до самого древнего сартского города Уш были заняты таджиками, к северу в центральной части до Сыр-Дарьи жили сарты вместе с тюрками (аж до прихода шейбанидских кочевников-узбак), а после реки на север была сплошная вотчинная территория расселения таджиков на запад в сторону Ташкента и на восток в сторону Касана-Намангана включительно. Хотя сплошь запад и центр северо-западного Кураминского Хребта Ферганской Котловины в Х1Х-столетии оказались заселенными племенами «курама» вследствие чего русские географы-разведчики нанесли его на свои карты под названием «Кураминского».

Арабы выбрали хорасанцев и таджиков надежными союзниками в деле покорения народов Мавераннахра и обращения их в ислам. Напротив, воинственные язычники тюрки были в этом деле главным препятствием. Ферганских тюрок возглавил Арслан-тархан, который имел мощного союзника в лице царя Касана – Правобережья Ферганы именем Алутар, визирем которого был воинственный Карвонбос, город которого до сих пор находится на стыке Наманганской области с Киргизией. Арабы в лице жестоких комиссаров «сахоба», зарезав устремившегося на завоевание Кашгара ненасытного своего начальника Кутейбу ибн Муслим аль-Бахиль в Гуруч-Мазаре (современная Андижанская область Узбекистана) оказались в идеологическом и военно-политическом цейтноте. Они были вынуждены из страха перед местными патриотами запереться в неприступных своих гарнизонах больших укрепленных городов Ахсы, Коканд, Рошидон, Маргинон, Уш, Исфара, Усрушана, Конибодом, Худжанд. Сарты и тюрки объединившись воспользовались тактической ситуацией и под единым командованием тюркского вождя Арслан-тархана мощным ударом выгнали арабов-оккупантов из Ферганской Котловины в 739 году. Фергана целых 12 лет была свободна от оккупантов. Все арабы стекались в Самарканд где Наср ибн Сайёр смог создать центр колонизации Мавераннахра. Мудрый администратор объявил амнистию всем патриотам когда-либо сопротивлявшимся арабам. Провел некоторые малозначительные социальные реформы, регулирующие взаимоотношения оккупантов с местными колеблющимися мушриками. Только после 751 года, когда карлуки помогли арабам победить китайцев в битве на реке Талас, создалась толерантная ситуация веротерпимости и дальнейшего союза тюрков с пришельцами. Вследствие чего тюрки стали переходить в ислам, некоторые даже изменив давно исповедуемому ими несторианству (еретическому христианству), прочно осевшему среди степных народов Тюркского Хаканата. Переходя в ислам, тюрки прежде всех тянулись к мусульманам-сартам как более культурному этносу уже давно бывшему союзником арабов в качестве мусульманской платформы. Ассимиляция сартов с тюрками происходила без эксцессов. Поэтому приход в родные города и локалии тюркских гарнизонов Газневидов, Караханидов, хорезмийцев воспринимался как приход многочисленных гостей, несмотря на безобразия, творимые мародерами войск. По своему добродушию, сарты и таджики даже Александра Македонского в этих краях считают не голозадым кровожадным захватчиком как в Иране, а легитимным царем-пророком и сочиняют невежественные байки уровня неграмотных сельских мулл. Его с почтением называют «Пошшо Искандар», а в Маргилане даже возвели в его честь мавзолей-мазар, хотя в этих краях он никогда не был. Даже солнечный город согдийцев Худжанд ему не покорился, и он в целях долгого противостояния ферганским патриотам заставил своих фалангистов за 47 дней выстроить полис на месте поселка гидростроителей Ширин.

Автор: Бахромхонтура Махдумзод (востоковед, санскритолог, этнолог)

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!