Разношерстный состав Волжской флотилии

По своему корабельному составу наша Волжская флотилия была необыкновенно разношерстная. В полном смысле военными кораблями можно было считать лишь бронекатера и морские охотники. Они строились для боя, и все в их конструкции было подчинено этому. Но таких кораблей у нас было всего около двух десятков. Остальные, в том числе и канонерские лодки, раньше были торговыми судами.

О тральщиках и говорить нечего — здесь были суда самые разные. И паровые, и дизельные, и бензиновые. Были среди них сравнительно новые, а были построенные еще в прошлом веке. Что ни корабль — своя конструкция. Волжские купцы, которые когда-то заказывали эти суда, не заботились о стандартах, наоборот, каждый хотел, чтобы его пароход обязательно отличался от других.

На каждом — своя машина, оригинальная и неповторимая. Запасных частей к ней не подобрать. Что поломается — вытачивай заново. Не верилось, что эти допотопные диковины будут плавать. Но моряки брались за них, чинили, по-флотски надраивали до блеска сталь и медяшку, ставили пушку и траловую лебедку — и новоявленный военный корабль отправлялся на боевое задание.

У кораблей, как и у людей, тельные биографии.

Побывал я на тральщике Старый-престарый пароход, старшина 2-й статьи Краснов, как и вся команда, гордился своим кораблем. Еще бы, ведь он участвовал в боевых действиях еще в годы гражданской войны. Волжскими моряками командовал тогда знаменитый большевистский комиссар Николай Маркин. Маркинцы и назвали тральщик «Стерегущим» в честь героического корабля, прославившегося еще во время русско-японской войны.

В жестоком бою с белогвардейцами «Стерегущий» был потоплен вражеской артиллерией. Позже его подняли, восстановили. Он вернулся к своей мирной профессии и в качестве буксира таскал по Волге баржи. А теперь вот снова превратился в военный корабль. Тральщик «Стерегущий» уже вытралил две магнитные мины.

Мимо нас по Волге проходили танкеры и баржи с сотнями и тысячами тонн бензина. Но мы не могли, да и не пожелали бы воспользоваться даже малой толикой этого богатства. Бензин нужен был фронту. А мы почти все бензиновые двигатели перевели на газогенераторы. Матросы собирали бревна, выброшенные рекой на берег, сушили их. На специально созданных заводах бревна превращались в чурки. Они и служили топливом для большинства тральщиков. Аккуратные древесные кубики загружались на корабле в сваренные матросскими руками железные бункеры, тлели там, а газ шел в двигатель и приводил его в движение.

Возни с газогенераторами было много. Но в умелых руках двигатели работали безотказно.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!