Рожденные для скорости

Символом романтики эпохи парусных судов, образом стремительного клипера, под белоснежной массой парусов летящего по бушующему океану, стало прославившееся своими великолепными ходовыми качествами и рекордными переходами судно «Cutty Sark».

«Cutty Sark » была построена в 1869 году в Думбартоне близ Глазго по заказу судовладельца Джона Уиллиса, требовавшего от судостроителя Г. Линтона постройки судна-рекордсмена. И судостроитель сделал все, чтобы клипер стал шедевром. Конструкция и набор его корпуса были композитными, железные шпангоуты имели деревянную обшивку. Использовались лучшие материалы — высокосортное железо, выдержанное дерево — отборный ильм, горный вяз, индийский тик, красная сосна. Это и помогло обеспечить завидное долголетие прославившему себя клиперу.

Внешний вид нового судна приводил знатоков в восхищение. Клипер был назван именем героини поэмы Роберта Бёрнса — молодой «ведьмы» Нэн по прозвищу «Короткая Рубашка» («Cutty Sark»).

В первый свой рейс новый клипер вышел в начале 1870 года с генеральным грузом на Шанхай, где судовладелец намеревался взять груз чая для Англии. Несмотря на то, что открытый в 1869 году Суэцкий канал сократил путь переходов из Китая в Европу и обратно, повысив их конкурентоспособность, парусники еще некоторое время использовались для перевозки чая, получая премии за быструю доставку груза в Англию. Поэтому «чайные» рейсы клиперов превращались в настоящие гонки.

Основным соперником «Cutty Sark» в «чайных» рейсах стал клипер «Thermopylae» компании «Уайт Стар Лайю» (изображение его можно видеть на марках Австралии), спущенный в Абердине на год раньше «Cutty Sark». Уже в первом рейсе Лондон — Мельбурн он показал рекордное время, совершив переход за 63 дня. Лучший суточный пробег судна в этом плавании составил 350 миль (средняя скорость — около 14,6 узлов).

«Cutty Sark» и «Thermopylae» как нельзя лучше подходили для соревнований друг с другом, ведь их основные размерения были почти одинаковы.

В первом рейсе расстояние от Лондона до Шанхая «Cutty Sark» прошла за 104 дня, не показав рекордного времени. В Шанхае, приняв груз чая, прибыла в Лондон через 11О дней, «Thermopylae» из Фучжоу совершили в это же время переход за 106 дней. И в дальнейших «чайных» рейсах «Thermopylae» всегда опережали «Cutty Sark» хотя бы на один день. В 1872 году судьба свела оба прославленных клипера в одном порту. Соперники одновременно вышли из Шанхая. Британская публика, всегда проявлявшая интерес к «чайным» рейсам клиперов (газеты ежегодно печатали обширные статьи, посвященные этим рейсам, превращенным в гонки), и на этот раз с огромным нетерпением ожидала прибытия их в Лондон.

И этот рейс первым закончил клипер «Thermopylae». Когда же через несколько дней в Лондон прибыла «Cutty Sark», то оказалось, что она потеряла во время жестокого шторма в Индийском океане руль и в течение пяти дней, пока изготавливалось временное рулевое устройство, была игрушкой разбушевавшегося океана. С временным рулевым устройством клипер прошел свыше 8 тысяч миль и благополучно прибыл в порт назначения, что принесло славу кораблю и его экипажу.

Специалисты хотели знать положение соперничавших клиперов в день аварии, но капитан «Фермопил» отказался показать вахтенный журнал, заявив, что важен конечный результат. Возникло подозрение, что к началу шторма «Cutty Sark» была впереди. Так или иначе, после этого рейса клипер «Cutty Sark» стал фаворитом британской публики.

Соперникам больше ни разу не удалось пройти маршрут «чайного» рейса в одинаковых условиях, а сравнительные показатели были в пользу «Фермопил». Говоря словами моряков, «Thermopylae» были «счастливым» судном. Там, где этот клипер проходил с хорошим попутным ветром, «Cutty Sark» поджидал жестокий шторм, или наоборот, слабые ветры не позволяли ей показать рекордное время. «Thermopylae» ходили лучше в слабый ветер, «Cutty Sark» же всегда опережала своего конкурента при попутных штормовых ветрах. Временами оба клипера показывали скорости до 17 узлов.

Несмотря на рекорды, которые ставили соперничавшие клипера, фрахты на перевозку чая все-таки переходили к пароходам. Рентабельность чайных клиперов резко упала. В связи с этим владельцы парусников переводили свои суда на «шерстяную» линию Европа — Австралия, которая плохо осваивалась пароходами из-за отсутствия промежуточных угольных баз. На этой линии суда везли в Австралию генеральный груз, возвращались же с грузом знаменитой австралийской шерсти.

И на этой линии продолжалось соревнование между «Фермопилами» и «Cutty Sark». Опытный капитан Р. Вуджет, пришедший на «Cutty Sark» в 1885 году, вернул клиперу былую славу, растерянную его предшественниками в условиях острой конкурентной борьбы за фрахты. Под его командованием «Cutty Sark» совершила свой рекордный переход Сидней — Лизард за 67 дней. Лучший суточный пробег в этом плавании составил 363 мили (средняя скорость — около 15,1 узла).

Р. Вуджет содержал корабль в отличном состоянии, команда любила и уважала его, что, без сомнения, было одной из главных причин того, что в «шерстяных» рейсах «Cutty Sark» не знала себе равных. 72, 71, 67 дней — таково время переходов клипера от Сиднея до Лондона под командованием Р. Вуджета. Здесь был побежден не знавший ранее поражений соперник — «Thermopylae». В 1887 году, например, «Cutty Sark» совершила переход Сидней — Лондон за 71 день, опередив «Thermopylae» на 8 суток и на 18—20 суток все остальные клипера. За время командования Р. Вуджета «Cutty Sark» стала легендой.

Но и с «шерстяных» рейсов парусники, в конце концов были оттеснены пароходами. Эксплуатация парусных судов становилась все дороже и дороже. «Уайт Стар Лайн» в 1890 году продает своего рекордсмена «Thermopylae» в Канаду. Перекупленный в 1895 году португальским правительством, он был превращен в учебный корабль и переименован в «Педро Нуньес».

1907 году корпус судна пришел в аварийное состояние, специалисты признали его ремонт нерентабельным, и 13 октября 1907 года оно на буксире военных судов было выведено в океан и торпедировано. Так окончил свои дни один из самых быстроходных клиперов.

Thermopylae
Thermopylae

А «Cutty Sark» под командованием Р. Вуджета выдержала конкуренцию с пароходами до 1895 года. Затем ее владелец Уиллис продал клипер лиссабонской фирме «Ferreira & Co». И под новым именем «Ferreira» судно было поставлено на трансатлантическую линию.

В мае 1916 года у берегов Южной Америки во время шторма клипер потерял мачты. Восстанавливать полное вооружение было дорого, и клипер превратили в баркентину. Но и под уменьшенной парусностью легкий корпус «Ferreira» («Cutty Sark») показывал неплохую скорость. В 1920 году клипер стал собственностью Национальной навигационной компании в Лиссабоне и получил новое имя «Мария до Ампаро».

Экономический спад 20-х годов лишил парусники работы. В 1922 году, когда судно, совершив свой последний рейс, стояло у причала в английском порту Фалмут, его узнал старый капитан В. Доумен, в дни своей молодости плававший на прославленном клипере под командованием Р. Вуджета. Старый моряк решил сохранить для потомков последний клипер из плеяды некогда многочисленных «пленителей океанов». Выложив 3750 фунтов стерлингов, В. Доумен стал владельцем «Cutty Sark». Он решил полностью восстановить ее первоначальный вид и, превратив в учебное судно, выйти в море с будущими капитанами на борту. Смерть помешала В. Доумену исполнить свою мечту.

Вдова капитана Екатерина Доумен подарила клипер морскому колледжу. В 1938 году « Cutty Sark» со старым Р. Вуджетом на капитанском мостике была отбуксирована на Темзу в район расположения колледжа и поставлена на якорь недалеко от учебного корабля «Уорчестер». Там она простояла до 1952 года, периодически выполняя роль стационарного учебного судна. Специально созданное Общество сохранения «Cutty Sark» приняло решение о превращении клипера в национальный памятник. 10 декабря 1954 года клипер совершил свой последний рейс к месту вечной стоянки в Гринвиче. На торцевой стенке сухого дока появилась надпись: «Здесь сохраняется «Cutty Sark» — памятник своего времени — как дань уважения к людям и кораблям эпохи паруса».

Началась новая, просветительная, миссия «Cutty Sark» — на ее борту был организован корабельный музей. В кормовой части корабля расположено несколько картин с его изображением, принадлежащих кисти Д. Виллиса и Д. Кобба, а также модель клипера, выполненная М. Денни. В трюме судна, куда посетители попадают через прорезанный в левом борту вход, находятся макеты ящиков для чая и тюков шерсти. А на специальной платформе размещается выставка носовых фигур парусных кораблей, насчитывающая 39 экспонатов. Через отверстие в носовой переборке посетители могут посмотреть кубрик с 22 койками — жилье экипажа клипера.

В 1957 году на борту клипера были организованы действующие и до настоящего времени курсы по подготовке яхтсменов-крейсерщиков. Ежегодно курсы заканчивают до 300 яхтсменов. На этих курсах занимался перед своим одиночным плаванием и Френсис Чичестер, чья яхта «Джипси Мот 4» ныне находится на вечной стоянке рядом с «Cutty Sark».

К столетнему юбилею клипера британской почтой была вы^пущена марка с его изображением, а 12 ноября 1969 года на борту «Cutty Sark» проводилось юбилейное гашение штемпелем с ее силуэтом.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!