Трехмачтовый барк «Скотия»

На пятишиллинговой марке из уже упоминавшейся серии Зависимых территорий Фолклендских островов запечатлен трехмачтовый барк «Скотия», на котором Шотландская национальная экспедиция под руководством В. Брюса в начале 1903 года появилась в антарктических водах. В задачи экспедиции входило проведение метеорологических работ в малоисследованном районе моря Уэдделла.

Для экспедиции был куплен старый норвежский китобоец «Гекла», построенный в 1872 году. Капитально отремонтированный и переоборудованный на верфях компании «Алиса Шипбилдинг», барк получил имя «Скотия». Во время его ремонта была установлена новая паровая машина, изменена внутренняя планировка и усилен набор корпуса. В результате получился красивый и крепкий корабль длиною 42,5 метра, шириною 9 метров. Борта в самом тонком участке имели толщину 65 сантиметров, а мощные часто расположенные шпангоуты, могли выдержать сильные удары плавающих льдин, обеспечить успешное форсирование ледяных полей. Новая паровая машина позволяла судну развивать скорость до 8 узлов.

Научные работы проводились в рубке, расположенной в центре верхней палубы. Вторая лаборатория, в основном отданная зоологам, была расположена на нижней палубе. Имелась на «Скотии» и фотолаборатория, оборудованная по последнему слову фототехники начала ХХ века. Для проведения глубоководных исследований на барке имелось два барабана с 12 километрами троса на каждом и сорокасильная паровая лебедка.

В январе 1903 года «Скотия» подошла к острову Лори (Южные Оркнейские острова), где специально была построена гидрометеостанция, которая после окончания работы экспедиции была передана Аргентине и функционирует до сих пор.

Два года работала экспедиция в Антарктике. За это время на борту «Скотии» был проведен комплекс океанографических и метеорологических работ, которые внесли большой вклад в дело изучения Антарктиды. Был обследован участок побережья, названный Землей Котса в честь братьев, оказавших финансовую помощь экспедиции.

В марте 1904 года «Скотия» покинула антарктические воды и благополучно прибыла в Англию.

В последующие годы барк снова использовался в составе китобойного флота Великобритании, а после гибели «Титаника» стал первым судном ледового патруля в Северной Атлантике, в задачу которого входило наблюдение за движением айсбергов и предупреждение судов о ледовой обстановке в районе их следования.

Погибла «Скотия» в 1916 году в результате возникшего на ней пожара. Силуэт судна использовал автор аргентинской марки, посвященной первому аргентинскому курьеру в Антарктике, так как на острове Лори после передачи метеостанции Аргентине было открыто первое в истории Антарктики почтовое отделение.

Кроме того, изображение «Скотии» можно видеть на марке достоинством в 7,5 пенса из серии Британской антарктической территории, посвященной исследователям Антарктиды.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!