В чем заслуга Шейбанихана

943 прочитали
1499 год. Шейбани начал планомерное завоевание Мавераннахра.

1499 год. Шейбани начал планомерное завоевание Мавераннахра. Последовательно захватил Бухару, Балх, Самарканд, Хорасан где не на жизнь, а на смерть столкнулся с вождем зарождающегося этноса азербайджанцев Исмаилшахом Сафови. Противостояние Шейбанихана и лидера азербайджанцев Исмаилшаха привело к тому, что этнические персюки стали турками (азербайджанцы до революции записаны как иранские татары), а исповедующие суннизм почему-то заделались махровыми шиитами. Об этом читайте в монографии академического советского исследователя профессора Петрушевского.

Все, что пишут про Шейбани ничего не значит по сравнению с тем, что он переместил целые народы из одного континента на другой за тысячи километров. Например, жившие в северных широтах лесов и степей кочевые узбеки оказались в жарких оазисах Афганистана, Индии, Ирана, Трансоксании большей частью изменив быт, образ жизни, культуру поведения. После походов Шейбани кочевые узбеки Половецкой Степи стали казахами, оседлые сарты Трансоксании узбеками…

Однако на фоне продавшегося персам шиитам и надев 12-складочный бурк кызылбашей рьяно истреблявшего население Мавераннахра (Гиждувона, Карши) Мухаммада Захириддина Бабура именно узбеки, только что оккупировавшие Трансоксанию оказались верными суннитскому исламу. Поэтому мусульманский клир Мавераннахра на чем свет стоит, проклиная Мирзу Бабура всячески превозносит Шейбанихана и его потомков, последователей, особенно мудрого и просвещенного Убайдуллухана.

Очень много имен Убайдулло носят в Трансоксании. Почему-то теперь невежественные муллы-шкурники Узбекистана никак не противостоят в своих приходах, даже в Соборных мечетях против восхваления пресловутого Бабура (не отказавшегося от шиизма) спущенного им сверху по номенклатурной разнарядке. Подобное поведение мусульманского клира ортодоксов Мавраннахра особенно подчеркивает его невежественность и неграмотность, а по большому счету бесхребетное продажное шкурничество.

Никогда прежде Бабура в мечетях не привечали и вдруг с приобретением независимости стали востребованными примитивные произведения писателя Примкул Кадырова и ни разу не заглянувшие в Записки – Бабурнамэ узбеки стали бить себя в грудь и заявлять «мы узбеки – мы бабуриды». Если бы они не были так ленивы от природы и заглянули в Зависки Бабура – с удовольствием прочитали бы что «все узбеки свиньи», не имеющие понятия «тахорат».

Кстати русскоязычный читатель мог это же самое прочитать еще раньше в переводе выдающего нашего земляка востоковеда из Самарканда Михаила-бобо Салье, большого любителя настоящего сарт-таджикского чилима в уютной чайхане на берегах прохладных вод Оби-Рахмат.

Бахромхонтура Махдумзод, Дахбед, 2019.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!