Завод по производству легендарных «катюш»

В сентябре 1941 года Горьковский автомобильный завод, на котором с начала войны начали выпускаться танки, получил новое задание: организовать производство корпусов для реактивных снарядов БМ-13 — легендарных «катюш». Дело было совершенно новое, сложное, требовавшее высокой точности в работе и особой технологии.

Было принято решение срочно создать цех, который специализировался на этом. Уже 1 октября 1941 года я был назначен начальником нового цеха, с коллективом которого проработал два самых суровых года войны. Этот период остался в моей жизни одним из наиболее ярких воспоминаний.

C первых дней появления на фронте и до последних часов войны «катюша» была грозой для врага. О ней слагались песни и легенды, в нее верили. Это было действительно мощное современное оружие, подобного не имела ни гитлеровская армия, ни армии других воевавших стран. Поэтому причастность к производству снарядов для «катюш» создавала, напряженную атмосферу в коллективе. Мы жили и работали с ощущением большой, особой ответственности перед страной, народом и армией. Перед своей совестью.

Совершенно новое и сложное производство нужно было наладить в считанные дни, организован высокий, требуемый фронтом темп работы. В связи с этим начальников пролетов, технологов, мастеров, наладчиков и рабочих в новый цех подбирали при постоянной заботливой поддержке дирекции и партийного руководства завода, продумывая каждую кандидатуру, отбирая самых добросовестных и высококвалифицированных людей, которым можно было доверить освоение этого задания.

С первого дня работа в цехе велась в две смены по 12 часов. Первый наш выходной был 7 ноября 1942 года, почти через полтора года после начала войны.

Партийные вожаки цеха, начальники участков и, конечно, я вместе с ними жили большей частью прямо в цехе, дома бывали редко, заглядывали на час-другой и только в светлые дневные часы, когда меньше была угроза воздушного нападения на завод.

Идешь по цеху — стоят у станков женщины, подростки, только особо тяжелые работы выполняли мужчины, преимущественно пожилые. У многих — бледные, истощенные, усталые лица, но — никаких жалоб. Высокий моральный потенциал был у людей.

Цех наш был по автозаводским масштабам небольшой, работало в нем человек 700— 800. Костяком их были высококвалифицированные мастера, слесари, наладчики и рабочие, перешедшие из моторного цеха завода — цеха самой высокой культуры в механической обработке деталей. Завод отдал нашему цеху, может быть, наиболее драгоценную часть коллектива, создававшего дотоле блоки моторов, поршни, шатуны, коленчатые валы — сердце автомобиля.

Прошло много лет, но все долгие годы храню в душе чувство глубокого уважения и благодарности этим людям.

Все проектные решения исходили от заместителя главного технолога завода Михаила Андреевича Веселова, человека очень четкого, последовательного, творческого мышления, в первые дни войны вступившего в партию.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!