20 320 subscribers

Бей-спасай евреев! (часть 2)

21k full reads

Читать часть 1

Особенности российского антисемитизма

В СССР после разрыва дипломатических отношений с Израилем (1967) развернулась мощная кампания по идеологической борьбе с сионизмом. Карикатура «Щупальца спрута»,  журнал «Крокодил» (№15, 1972)
В СССР после разрыва дипломатических отношений с Израилем (1967) развернулась мощная кампания по идеологической борьбе с сионизмом. Карикатура «Щупальца спрута», журнал «Крокодил» (№15, 1972)

Ненависть почти животная

Мы говорим: «Погромы в России». Но погромы были главным образом в черте оседлости. То есть на территории Украины, Бело­руссии и Молдовы. Там же действовало и большинство черносотенных организаций.

Лидер «Союза русского народа» доктор Дубровин попытался баллотироваться в I Думу по интеллигентному Петербургу. И набрал всего 631 голос. Тем яростнее он атаковал евреев в своей газете «Русское знамя», позволяя себе откровенно нацистские выпады: евреев «надо поставить в такие условия, чтобы они постоянно вымирали». Хотя, как ни парадоксально, кое в чем черносотенцы сходились с сионистами. Они тоже желали переселения евреев в собственное государство, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа». Впрочем, нацистский идеолог Штрейхер в Нюрн­берге также уверял, что всегда был сторонником переселения евреев в Палестину.

В марте 1917 года черносотенные организации прекратили свое существование. Как и все национально-вероисповедальные ограничения. Антисемитизм, однако, оставался. И кадет Винавер предостерегал: «Не надо нам соваться на почетные и видные места». И действительно, евреев во Временном правительстве не было. Хотя эсеру Гоцу, меньшевику Дану и тому же кадету Винаверу неоднократно предлагали занять министерский пост. Они отказывались.

Большевикам не предлагали. Но они и не спрашивали — сами захватили власть. Евреи-боль­ше­вики скромностью уже не отличались. Свердлов — во главе ВЦИК, Троцкий — во главе армии, Каменев — во главе Москвы, Зиновьев — во главе Петрограда. А на засилье евреев и латышей в органах ЧК указывал сам Троцкий на заседании Политбюро.

В 1921 году либерал Петр Стру­ве писал: «Ненависть к евреям проникла весь русский народ (ненависть эта почти животная даже у интеллигентов)». А справиться с антисемитизмом «может только очень сильная власть».

Петр Струве
Петр Струве

Большевики справились. По крайней мере внешне. Хотя лидер партии русских националистов Василий Шульгин, нелегально посетив Советский Союз в 1920‑е годы, отмечал, что антисемитизм в народе растет. И — в отличие от дореволюционного времени — распространился за черту оседлости, в том числе в столицы. Еще больше он вырос во время Великой Отечественной войны. «Ты воюешь, а Абрам в Ташкенте торгует», — сказал писатель Шоло­хов пи­са­телю Эренбургу в 1943 году. И Шолохов был не одинок, хотя данные по воевавшим и награжденным евреям не дают никаких оснований к таким выводам.

Кровавый навет в России и за границей
В начале XX века вся Россия следила за «делом Бейлиса», которого обвинили в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского (1911). Бейлис был оправдан судом присяжных. Интересно, что православные эксперты — профессора Киевской и Петер­бургс­кой духовных академий — защищали евреев от «кровавого навета». Зато католический эксперт, ксендз Пранайтис, утверждал, что евреи убивают христиан, чтобы использовать их кровь. Кстати, в 1901 году в католической Австро-Венгрии еврей Леопольд Хилснер получил пожизненное заключение по обвинению в ритуальном убийстве. В 1918 году он был помилован, но не оправдан.
Мендель Бейлис
Мендель Бейлис

Космополиты и врачи-убийцы

А в конце 1940‑х антисемиты услышали и сигнал «сверху». После войны Сталин всячески поддерживал идею создания еврейского государства в Палестине. Англичане противились, а Сталин в пику им поддерживал. И советская пресса громила «реакционные и марионеточные арабские режимы». Лидеры Израиля принадлежали к Рабочей партии, и «вождь народов» надеялся, что новое государство войдет в советскую сферу влияния. Не вышло — Израиль взял курс на Америку. А Сталин развернул явно антисемитскую борьбу с космополитизмом — увольнения, чистки, расстрел почти всего Еврейского антифашистского комитета.

Таким безродный космополит появился на обложке журнала «Крокодил» в 1949 году. 
Константин Елисеев (1949)
Таким безродный космополит появился на обложке журнала «Крокодил» в 1949 году. Константин Елисеев (1949)

Венец кампании — «дело врачей». Арестовано 37 человек, 27 из них — евреи, якобы связанные с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт». Процесс над «убийцами в белых халатах» вообще мог закончиться трагедией для всех советских евреев. Наиболее видных из них — писателей, ученых, военных — уже заставили подписать письмо-просьбу. Дескать, опасаясь справедливого народного гнева, они просят «вождя народа» отправить всех советских евреев в Биробиджан или еще куда-нибудь подальше. Евреи волне могли разделить судьбу крымских татар, калмыков и других депортированных народов. Помешала смерть Сталина.

«Следы преступлений. Органами Государственной безопасности раскрыта террорис­ти­чес­кая группа врачей-вредителей, наемных агентов иностранных разведок». Карикатура из журнала «Крокодил (январь, 1953). 
Кукрыниксы (1953)
«Следы преступлений. Органами Государственной безопасности раскрыта террорис­ти­чес­кая группа врачей-вредителей, наемных агентов иностранных разведок». Карикатура из журнала «Крокодил (январь, 1953). Кукрыниксы (1953)

А дальше на повестку дня встал вопрос еврейской эмиграции в Израиль. Часть евреев боролась за право эмигрировать. Иногда весьма специфическим способом. В 1970 году Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов запланировали угон самолета. Все места на рейс должны были выкупить «отказники» (евреи, которым отказано в выезде). Затем по плану самолет захватывается, и Дымшиц пилотирует его в Швецию, где да­ется пресс-конференция о тяжелом положении советских евреев. Но «захватчиков» арестовали еще в аэропорту. Они получили тюремные сроки, но с правом на выезд стало попроще. Со следующего — 1971‑го — года началась массовая эмиграция.

Кто мог — уезжал, а кто оставался — отдувались. Все евреи попали в категорию неблагонадежных. Появились негласные запреты — не брать на определенную работу, не принимать в определенные вузы.

В конце 1980‑х выезд стал свободным. С 1989 по 1991 год страну покинули почти полмиллиона евреев. Государственный антисемитизм отошел в прошлое. Бытовой, разумеется, остался. И когда отомрет — это нам неведомо.

Советский Союз против мацы
В пылу борьбы с национальным еврейским движением в 1959 году в СССР ввели ограничения на выпечку мацы. В 1961 году ее производство было запрещено всюду, кроме Москвы, Ленинграда, Средней Азии и Закавказья. Через два года запрет распространили и на Ленинград с Москвой. В июне 1963 года состоялся судебный процесс над евреями, которые к Песаху нелегально выпекли мацу. Их обвинили в предпринимательской деятельности и спекуляции.
Бей-спасай евреев! (часть 2)
Бей-спасай евреев! (часть 2)

Автор текста: Глеб Сташков

Материал из выпуска №24 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «О вражде и дружбе»

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)