Форма солдат Первой мировой войны. Часть 3. Авиация

На заре авиации летали не в специальной пилотской одежде, а в спортивных костюмах автомобилистского типа. Однако специфика работы на летательных аппаратах потребовала создания особых кожанок и комбинезонов, защищавших и от ветра, и от летящих от мотора брызг масла. Амортизационные шлемы предохраняли от ушибов при небезопасных посадках и нередких авариях.

Авиаторы Великобритании. Иллюстрация из книги Дж. Норта "Солдаты Первой мировой войны". Источник: borisovdimitry.livejournal.com
Авиаторы Великобритании. Иллюстрация из книги Дж. Норта "Солдаты Первой мировой войны". Источник: borisovdimitry.livejournal.com

Во многих странах – преимущественно в инженерных войсках – существовали воздухоплавательные части со своей символикой. В начале второго десятилетия XX века для военных целей стали приспосабливать аппараты тяжелее воздуха.

Российские авиаторы. Нижние чины: 6. Кожаное полетное обмундирование. 7. Парадная форма (в фуражке) постоянного состава Офицерской Воздухоплавательной школы. 8. Служебная аэродромная форма мирного времениЖурнал "Цейхгауз" 1/1992. Художники: А. Каращук и Ю. Юров. Источник: siberia-miniatures.ru
Российские авиаторы. Нижние чины: 6. Кожаное полетное обмундирование. 7. Парадная форма (в фуражке) постоянного состава Офицерской Воздухоплавательной школы. 8. Служебная аэродромная форма мирного времениЖурнал "Цейхгауз" 1/1992. Художники: А. Каращук и Ю. Юров. Источник: siberia-miniatures.ru

В зарождающуюся военную авиацию стали приходить пехотинцы и кавалеристы, саперы и артиллеристы, моряки и гвардейцы. Постепенно авиационные части стали превращаться в особый род войск. Авиаторам начали присваивать отличительные знаки, эмблемы, кокарды, нашивки.

Российские авиаторы. 9. Офицер в летней парадной форме вне строя. 10. Чиновник Управления Военно-Воздушного флота в пальто. 11. Нижний чин в повседневной форме мирного времени. Журнал "Цейхгауз" 1/1992. Художники: А. Каращук и Ю. Юров. Источник: siberia-miniatures.ru
Российские авиаторы. 9. Офицер в летней парадной форме вне строя. 10. Чиновник Управления Военно-Воздушного флота в пальто. 11. Нижний чин в повседневной форме мирного времени. Журнал "Цейхгауз" 1/1992. Художники: А. Каращук и Ю. Юров. Источник: siberia-miniatures.ru

В некоторых странах в начале войны авиаторам ввели специальную форму одежды. Но если британцы строго следовали воинскому регламенту, то немцы, австрийцы, русские, французы чаще дополняли авиационными знаками свои традиционные полковые мундиры, чем следовали уставным предписаниям, если таковые имелись.

Среди авиаторов всех стран широко распространилась особая авиационная мода – ношение наряду с обычной военной формой различных предметов авиационного гардероба – шлемов, пилоток, кожанок, шарфов, перчаток, сапог, летных очков.

Британские летчики.  Источник:moddb.com
Британские летчики. Источник:moddb.com

Воинское начальство боролось с авиационным пижонством, но не слишком усердно. Гораздо важнее было обеспечить летный состав удобной и практичной полетной одеждой.

Разработанные в годы Первой мировой легкие и утепленные комбинезоны, сапоги, перчатки, шлемы в некоторых случаях оказались настолько удачными, что служили летчикам разных стран без существенных изменений еще несколько десятилетий.

Германские авиаторы. Источник: ljrate.ru
Германские авиаторы. Источник: ljrate.ru

Тогда же был дан толчок развитию авиационных средств спасения и защиты. Принципы устройства парашютов тех лет не устарели и по сей день. Броневые шлемы и жилеты современных летчиков ведут свою родословную с эпохи хрупких бипланов и гигантских дирижаблей.

Как и в 1914 году, летчик берет в полет пистолет или револьвер – не для боя, конечно, но для самообороны. Жаль, что рыцарские традиции ведения воздушной войны утрачены давно и бесповоротно...

Читайте также:

Форма пехотинцев Первой мировой войны

Форма кавалеристов Первой мировой войны

Форма моряков, саперов и артиллеристов Первой мировой войны