Что происходит с историей России?

19.01.2018

Наш блог, как вы знаете, посвящен истории. В своей самой первой публикации мы писали, что хотели бы сделать эту сферу и науку более интересной для читателей. То, как мы с этим справляемся - вопрос другой, который нужно задавать нашим читателям. А сегодня мы хотели бы порассуждать о том, почему вообще историю нужно делать интересной и что этому препятствует.

"Страшилка" для школьников
"Страшилка" для школьников

История России - несчастный предмет! Сколько же он претерпевает нападок со стороны школьников, которые проклинают неимоверное количество дат и имен, необходимых для очередной контрольной или ЕГЭ. Немало шишек история России получает от псевдоспециалистов и "диванных историков", которые намереваются судить о ней после прочтения очередного номера желтого "исторического" журнала и делают массу базовых ошибок, путая Невскую битву и Ледовое побоище, приписывая продажу Аляски Екатерине Великой и т.д.

Но самое большое несчастье этой науки в том, что она сама по себе невероятно интересна.

Однако наши академики умудряются рассказывать о ней такими заумными и скучными словами, что засыпаешь на третьей странице очередного выпуска научного сборника, посвященного исторической науке; каждый день масса научных изданий выпускает все новые и новые сборники рецензий, монографии, статьи по вопросам, о которых уже кто-то до этого писал и высказывал похожие суждения. Вместо кучи слов просто один пример: полки университетских библиотек завалены грудой подобных изданий, которые читают разве что студенты, пишущие очередную курсовую работу или диплом. Интересно, что студенты-историки делают это с таким воодушевлением, будто они открыли какой-то совершенно новый исторический факт, доселе неизвестный. Правда, потом оказывается, что об этом уже писали и говорили кучу раз до него и будут говорить и писать после него. Из-за этих кип грустно лежащих книг создается впечатление, что историки только и делают, что переливают из пустого в порожнее, выполняя никому не нужную работу.

Но этим я никак не хочу унизить российскую историческую науку или опозорить.

Это взгляд не просто стороннего наблюдателя, а человека, который сам с этим сталкивался и пытается хоть чем-то помочь. Дело в том, что я бы хотел поблагодарить нашу академическую науку, потому что есть немало людей в ней, продолжающих работать и делать историю интересной. Но кто о них знает? Кто знает о великом академике А.А. Зализняке, который расшифровывал для нас послания из прошлого, из Древней Руси? Кто помнит о великом академике А.М. Панченко, который одним из первых стал популяризовать историю, выйдя на экраны телевизоров в 90-е годы? Кто знает ныне работающих академика В.В. Алексеева, директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова, профессора А.Н. Сахарова? К сожалению, наши книжные полки забиты книжечками Игоря Прокопенко и Николая Старикова (здесь просто без комментариев). Значит, проблема не в скучности академической науки как таковой?

А.М. Панченко
А.М. Панченко

Значит. Проблема не в науке, а в том, как она нам подается. Получаем мы ее в виде скучных и усыпляющих трудов заслуженных профессоров и академиков, которые сами по себе в этом не виноваты. Видимо, так устроена система академической науки, которая скрывает от нас великие умы прошлого и современности, заставляя ученых периодически публиковать труды в сборниках и журналах, которые никто не читает. Почему?

Потому что они не конкурируют с яркими обложками и броскими названиями той макулатуры, которая нам подается под соусом исторической литературы.

Зайдите в любой книжный магазин и полюбуйтесь на то, что продают на полке "История". Там мы сможем найти и Старикова, и Акунина, а вот вышеназванных академиков там почти не отыскать. И ладно, что те, кто серьезно интересуются историей, стараются подбирать научную литературу, проходя через научные дебри которой отыскивают для себя драгоценные жемчужины новых знаний. А что делать с большинством наших граждан, которые хотят читать и знать историю России, но по доброте своей и наивности впитывают в себя псевдоисторические теории и факты?

Наверное, академическая наука должна, не отходя от своих исследований и трудов, сделать себя более доступной и интересной, чтобы ее стали читать, понимать и использовать. А тем, кто пишет на исторические темы и старается популяризовать историю России, надо больше ссылаться на наших великих ученых прошлого и настоящего.

В исторической науке наступила новая эпоха.

Сейчас у большинства создается впечатление, что уже все в истории написано и исследовано. Поэтому, наверное, новый глагол для науки вместо "исследовать" - "распространять"? Распространять то, что найдено, написано и изучено. И успевать за временем. Потому что пришло время коротких заметок и наглядности. Поэтому сегодня задача стоит новая - делать историю понятной и наглядной. Яркий пример того, как это делать надо - исторические парки "Россия - Моя история", созданные во многих городах нашей страны, притом, что сделаны они как раз с привлечением именитых ученых-историков и с применением современных технологий.

Внутри парка "Россия - Моя история"
Внутри парка "Россия - Моя история"

История - наука интересная. И даже в том, как она описывается в научных сборниках, можно найти немало для себя полезного и интересного. Но будем надеяться, что наши ученые будут делать свои труды еще более читаемыми и познавательными. А те, кто берется за популяризацию истории, будут делать это с большей ответственностью.