Крушение царского поезда. Как это было?

17 октября 1888 года произошло трагическое крушение императорского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. В результате этого события погибли 22 человека, а царская семья, которая в полном составе ехала в этом поезде, спаслась только чудом. Сегодня мы расскажем, почему произошла эта трагедия и что она повлекла за собой.

Император Александр III любил отдыхать с женой и детьми в Крыму, куда добирался по недавно проложенным железным дорогам. Маршруты, которых было несколько, царь выбирал сам: ехать либо через Харьков, либо через Киев и Брест. С императором, кроме семьи, слуг и приближенных, обычно ездили министр путей сообщения и главный инспектор железных дорог, а также периодически присоединялись к путешествию представители тех железных дорог, по которым император совершал свой путь. Состояние путей и вагонов периодически проверялось, однако не соблюдалось, пожалуй, самое главное правило техники безопасности. Дело в том, что железнодорожные чиновники старались сделать путь императора по железным дорогам как можно быстрее (он и сам этого требовал), поэтому разгоняли тяжеленный царский поезд, который по габаритам больше походил на перегруженный товарный, до скоростей пассажирских составов, которые были несравненно легче по весу.

Летом 1888 года царь с семьей отправился на отдых. Путь лежал через Юго-Западную железную дорогу, одним из управляющих которой был инженер Сергей Витте. Ему было поручено сопровождать императора в поездке, а Витте, пораженный тем, с какой скоростью ездит императорский поезд, в свою очередь потребовал от министра путей сообщения снизить скорость на своем участке, что, как ни странно, было сделано. Однако наутро, когда поезд остановился на одной из станций, Сергей Витте увидел, что его все обходят и смотрят весьма настороженно. Вскоре выяснилась причина: Александр III оказался крайне недоволен тем, что по Юго-Западной дороге его состав тащился крайне медленно. В этот момент на перрон вышел сам император и лично высказал Витте свое раздражение. Чуть позже и министр путей сообщения Посьет начал критиковать управляющего:

- А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью.

На это Витте ему ответил:

- Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете.

Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте: император эти слова инженера услышал и запомнил.

Сергей Витте
Сергей Витте

В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но в последний момент было указано свернуть на Курско-Харьково-Азовскую дорогу. Состав разогнался до скорости в 68 км/ч, что раскачало вагоны поезда, а те, в свою очередь, расшатали пути, не предназначенные для такой скорости. В 14 часов 14 минут на перегоне Тарановка-Борки императорский поезд сошел с рельсов. 10 вагонов рухнули на насыпь, а те из них, которые находились посередине, были разрушены полностью.

В момент крушения вся царская семья, за исключением детей Александра III Ольги и Михаила, находилась в вагоне-столовой. Произошел толчок, который всех повалил на пол, а за ним случилось обрушение крыши и разрушение некоторых стен вагона. Оставался маленький проем, из которого вылез император, поднял на себе крышу, чтобы члены его семьи и приближенные смогли выбраться. Из царского семейства никто не пострадал, в том числе и Михаил с Ольгой, вагоны которых были менее повреждены. 13 человек погибли в вагоне прислуги, который был разрушен полностью, а в царском вагоне погибли камер-лакеи, стоявшие в дверях. 22 жизни унесла эта трагедия.

Император и императрица до вечера помогали разбирать завалы, осматривали раненых, отдавали необходимые распоряжения. Только поздно вечером, когда почти все было разобрано, царская семья уехала на станцию Лозовая на пришедшем свитском поезде. Там был совершен молебен Богу в благодарность за спасение. Через некоторое время семья отправилась в Харьков, а оттуда - через Москву в Петербург.

Россия восприняла спасение императорской семьи как чудо. По всей стране проводились благодарственные богослужения, а в Москве и Петербурге императора встречали флагами, демонстрациями, молебнами и пением гимна "Боже, царя храни!". На месте крушения поезда были построены несколько храмов и часовен, а в некоторых губерниях отливались памятные колокола, закладывались памятные церкви, писались иконы.

Храм, построенный недалеко от места крушения
Храм, построенный недалеко от места крушения

Для расследования была приглашена комиссия, в которую входил тот самый управляющий Юго-Западной железной дорогой Сергей Витте, который вскоре занял должность директора департамента железнодорожных дел, а через четыре года стал министром путей сообщения: видимо, император не забыл того спора на перроне, в котором Витте, как показало крушение, оказался прав. Министр путей сообщения Посьет и главный инспектор железных дорог Шерваль ушли со своих постов, а расследование было закрыто самим Александром III.

Это трагическое событие для России обернулось благом: в высшие круги вошел Сергей Витте, который впоследствии сделал немало для железнодорожного дела, для промышленности, для русской экономики, для международного положения империи и для внутриполитических изменений. Но это крушение имело и скорбные последствия, потому как стало причиной болезни Александра III, из-за которой он скончался в 1894 году в возрасте 49 лет.
...А еще этот поезд стал своеобразным прообразом будущего крушения Российской империи, которая мчалась на всех порах при весьма устаревшем управлении и потерпела трагическое обрушение в 1917 году.