Чудовищные монстры славянской мифологии, о которых нельзя читать детям на ночь. Часть 2

Так вышло, что различные оборотни, минотавры, кентавры и другие персонажи западной культуры, вытеснили собой многих персонажей славянской мифологии. А ведь у нас тоже есть чудовища, способные померяться силами с европейскими аналогами. В этой статье мы расскажем о самых ужасных представителях славянских легенд.

В предыдущем выпуске, мы уже познакомили Вас с неуязвимым чудовищем аспидом, проклятым волколаком, восставшими из мертвых вурдалаке и упыре, а также рассказали о темной стороне жизни лешего. Что-ж, встречайте новых героев.

Стржига

Стржига. Иногда их изображали с головой совы
Стржига. Иногда их изображали с головой совы

Согласно легендам, если вблизи поселения появлялось это рыжее и голубоглазое существо, то жителям не оставалось ничего другого, как бросать свои дома и уходить от проклятого места подальше. Стржига - ночной демон, в которого, после смерти, превращались повешенные или трижды проклятые люди. Чудовище имело два сердца и две души, отчего его крайне сложно было убить. Оно нападало по ночам на путников или врывалось в дома, высасывая кровь у своих жертв.

Выследить монстра днем не представляло возможности, поскольку в это время суток стржига спала в одной из могил на кладбище и тщательно заметала следы. Однако, монстра можно было найти ночью. Для этого смельчаки приводили на кладбище лошадь, если животное неожиданно вставало и отказывалось идти дальше, значит где-то поблизости стржига. Чтобы убить её, необходимо было пронзить оба её сердца осиновыми или дубовыми кольями.

Арт по мотивам "Ведьмака"
Арт по мотивам "Ведьмака"

В легендах некоторых славянских народов, стржига могла быть как мужской, так и женской особью. Если такой демон кусал человека и оставлял его живым, то жертва также превращалось в чудовище. Порой, за проделки стржиги принимали рождения ребенка уже с прорезавшимися зубами. В этом случае, матери и ребенку грозила жестокая расправа от односельчан.

Справедливости ради заметим, что данный персонаж больше известен в легендах западных славян и балтов.

Вий

"Вий". Издание 1909 года
"Вий". Издание 1909 года

Этот персонаж исконно восточнославянский. Большинство из нас знакомо с ним благодаря повести Н.В. Гоголя "Вий". Советские ученные, изучив этимологию термина, пришли к выводу, что происхождение Вия уходит глубоко в древность и связано со скифским богом смерти Веем.

Чудовище представляет собой уродливого старика очень высокого роста и мощного телосложения. Глаза у него большие и прикрыты еще большими веками, спускающимися ему до колен. Монстр весь оброс корнями деревьев и мхом. Его оружие - взгляд. Своим взглядом старик способен не только убить человека, но и разрушить целый город.

Вий
Вий

Опасность также представляет его голос - протяжное и монотонное рычание, которое внушает панику и сводит с ума любого человека.

Вий появляется в окружении своих помощников - чертей и злобных духов, которые помогают ему поднять тяжелые веки. Бороться с чудовищем невозможно. Если оно поднялось из Преисподней, то никому нет спасения.

Алконост

"Райская птица Алконост". Начало XIX века
"Райская птица Алконост". Начало XIX века

Это славянский вариант греческой сирены - сладкозвучной полуженщины-полуптицы. В отличие от западного аналога, русские алконосты могут быть и мужчинами и, сами по себе, не агрессивны. Они нападают лишь в пределах собственной самообороны и при защите гнезд.

Покровительствует чудовищам бог Хорс. Почти всё время алконосты проводят в Ирии (мифологический языческий Рай). На землю они спускаются только для того, чтобы отложить яйца и вырастить потомство. Гнезда алконосты вьют по берегам морей, в труднодоступных местах. Иногда для гнезд чудовища выбирают крупные реки.

Песня алконоста способна погрузить в беспамятство, а потому представляет опасность для человека. Однако, просто увидеть алконоста, считалось добрым знаком.

Полуденица и полуночница

Полуденница. Косплей настолько круто выполнен, что сначала мы решили, что это арт... Косплей все по тому же "Ведьмаку"
Полуденница. Косплей настолько круто выполнен, что сначала мы решили, что это арт... Косплей все по тому же "Ведьмаку"

Два женских демона. Один появляется в полдень, другой в полночь. Следят за полями, отвечают за урожай, дождь и всё что с этим связано. Полуденица нападает на людей, если те работают в полдень на солнцепеке. Полуночница терзает несчастного оказавшегося в поле ночью.

Выглядят, как призраки в прозрачных одеяниях. Их головы покрыты венками из цветов, а голоса сладкозвучны и мелодичны. Еще одна забава призраков - танцы. Без злости, любая из них может предложить человеку станцевать с ней и затанцует жертву до смерти. Спасти от них могут специальные заговоры и обереги.

Русалка

"Русалки". Иван Крамской, 1871 год
"Русалки". Иван Крамской, 1871 год

Еще одна представительница прекрасного пола - полуженщина - полурыба. Становятся русалками женщины утопленницы. С одной стороны, русалка обретает вечную молодость. С другой стороны, постоянно в поисках любви и тепла. Отсюда видно, что они представляют опасность исключительно для мужчин. Они заманивают молодых парней в воду, после чего топят. В иной раз, не понравившегося мужчину, могут закидать камнями. В легендах есть еще одна страшилка - щекотание. Шутя и смеясь, они щекочат попавшегося путника до смерти.

Спасают от русалок заговоры и обереги. Однако, лучшая тактика - это не поддаваться обаянию русалки и вообще не подходить к ней.

P.S. друг, поддержи канал лайком - это даст мотивацию автору работать дальше и сделает канал только лучше. А за подписку отдельный респект.