Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана?

10.02.2018

Михаил Пореченков в роли князя Пожарского в фильме "1612"
Михаил Пореченков в роли князя Пожарского в фильме "1612"

В собрании «Оружейной палаты» хранится уникальный шлем, известный под названием «Шапка ерихонская». Этот шикарный шлем по какой-то причине стал объектом откровенных спекуляций и путаницы. Началось все с того, что в XIX веке появился миф о том, что якобы шлем этот принадлежал самому Александру Невскому. Почему именно ему сказать трудно, но вместе с этим утверждалось, что в XVII веке шлем был переделан для первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.

В XX веке этот миф был развеян, так как исследования позволили установить, что шлем этот был изготовлен в XVII столетии, а значит, никакого отношения к Александру Невскому иметь не мог.

Однако, на этом путаница не закончилась. Дело в том, что шлем этот увенчан арабской вязью, но это не просто надпись, а целая цитата из Корана, которая переводится как:

Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы.

Кроме этого шлем украшен орнаментом в виде корон, а также изображением архангела Михаила. Вот тут-то и возник еще один повод для путаницы и спекуляций. Еще бы! Ведь как на один шлем могли быть нанесены и цитата из Священного писания мусульман, и православное изображение Михаила?!

Возникали версии о том, что якобы шлем этот был сделан оружейным мастером Никитой Давыдовым, но на восточный манер. Казалось бы, а почему и нет? Только вот на самом шлеме нет никаких надписей, указывающих на авторство этого мастера, но арабские почему-то есть.

Возникали и откровенно спекулятивные версии, высказываемые некоторыми лжеисториками, утверждавшими, что на Руси до определенного времени арабская письменность использовалась наряду с русской.

В действительности же дело обстояло куда проще и понятнее. Шлем этот действительно принадлежал первому царю из династии Романовых. По всей видимости, Михаил Федорович получил его в дар, а изготовлен он был, вероятно, где-то на Ближнем Востоке. Тем не менее, мастер Никита Давыдов все же приложил к нему руку. Так, С. Ахмедов замечает, что в «Приходно-расходной книге Казенного приказа» запись от 18 декабря 1621 года сообщает, что Давыдов не изготовил шлем, а лишь «наводил», т.е. украшал золотом его поверхность. Видимо отказаться от такого подарка царь не мог, но и носить его по тогдашним меркам было не принято. А потому и было поручено мастеру несколько «адаптировать» «шапку ерихонскую» в соответствии со статусом русского царя.

Литература:

С. Ахмедов. Шлем работы Никиты Давыдова, или Как русские писали арабскими буквами.

Интернет-журнал «Людота». Два шлема Александра Невского.

Ставьте палец вверх, если хотите чаще видеть публикации от History of weapons, а также подписывайтесь на нас, тобы не пропустить новые статьи.