Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»

Самое поразительное в этой истории – такого документа, публикация которого нанесла большой вред престижу самодержавия, НЕ БЫЛО ВООБЩЕ!

Дело даже не в том, что слов «кухаркины дети» в нём не содержалось, а в том, что это не был циркуляр, то есть нормативный акт министра, предназначенный для обязательного исполнения служащими ведомства. Вот обстоятельства его появления.

Министр Делянов

Виновник сего дела, министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов (в следующем году получивший титул графа) 18 июня 1887 года обратился к Императору Александру III с всеподданнейшим докладом по итогам совещания нескольких министров.

И.Д. Делянов (1818-1897) был очень заслуженным сановником. В эпоху Александра II он, будучи директором Императорской Публичной библиотеки (ныне – Российская национальная библиотека) в С.-Петербурге, превратил её в первоклассное по тем временам книгохранилище. Затем он долгое время был товарищем (заместителем) министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, много сделавшего для демократизации образования в России.

Один из парадоксов тех лет состоял в том, что те же деятели, которые в царствование Александра II проводили либеральные реформы, при его сыне сделались консерваторами и проводниками контрреформ. Одним из них и стал Делянов, с 1882 по 1897 год занимавший пост министра народного просвещения – дольше, чем кто-либо другой, кроме С.С. Уварова. За свои заслуги Делянов в 1888 году получил титул графа.

«Опасные» профессии

Делянов уловил основную консервативную идею политики Александра III и 23 мая 1887 года предложил ему запретить принимать в гимназии детей большинства сословий, кроме дворян, духовенства и купцов. Но Царь не решился издать новый закон, столь радикально ограничивавший право на образование для мещан и крестьян.

Тогда Делянов, обсудив вопрос с другими министрами, предложил «разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».

Таким образом, отмечалось в докладе, гимназии избавятся «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих… вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Серьёзных изменений не произошло

Обучение в гимназиях было платным, поэтому редко какие родители из низших слоёв общества могли оплатить обучение в них своих детей при условии сдачи ими вступительных экзаменов. Исключение делалось для одарённых детей, которые, по ограниченной квоте, могли быть приняты в гимназии на казённый счёт. Но предложение Делянова и не запрещало этого, оставляя такую возможность для детей перечисленных профессий, «одарённых гениальными способностями».

Следовательно, никаких серьёзных изменений в порядок приёма в гимназии вводить не предлагалось. Была только одна мера в докладе министра, ограничивавшая возможность проявления своих способностей одарённым выходцам из бедных низов – закрытие подготовительных классов при гимназиях. Таким образом, возмущение общества вызвали, скорее, не сами меры Делянова, а тон его доклада.

Роковое заблуждение

Реакция Императора на этот доклад неизвестна, но он был разослан к сведению всем попечителям учебных округов. Большинство из них упразднило подготовительные классы при гимназиях. Доклад так и остался бы неизвестным, если бы либеральная печать не прознала про него и не перепечатала, с соответствующими комментариями.

Самое трагикомичное в этой истории – убеждение правящих кругов Российской Империи, будто угроза самодержавию исходит от просвещения бедных классов. Это заблуждение сыграло роковую роль в судьбе русской монархии. Тогда как, на самом деле, опаснейшие революционеры происходили из высших классов общества.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Если вам понравилась публикация - не забудьте:

- нажать "палец вверх";

- подписаться на канал;

- оставить комментарий.

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись