Избушка на ножках или погребальный обряд славян

Все знают домик Бабы-Яги как место, где персонажи могут привести себя в порядок, покушать и набраться сил перед дальней дорогой. Но многие ли осознают, что это дорога в один конец?

О погребальном обряде славян известно даже меньше, чем о быте, что порождает огромное количество выдумок. В этой статье он будет рассмотрен на примере племен юго-востока государства, так как им удалось сохранить его в одной из более архаичных форм.

Для большего понимания и соотнесения дальнейшего текста с реальными местами, следует уточнить, какие территории относятся в юго-восточной окраине Древней Руси. Это районы городов – Житомир, Калуга, Воронеж, Курск, а точнее ближайших к ним рек. Постройки наиболее соответствующие современному представлению об Избушке встречаются также под Ярославлем.

Сведения об особенностях погребального обряда дают в основном археологические исследования, и в краткой форме они представлены ниже. Нам бы хотелось сразу отметить одну особенность, все постройки своим «входом» были ориентированы в сторону реки.

В наиболее южных территориях, река Дон и левобережье Днепра, сооружения были представлены деревянным ящиком, окруженным частоколом. Ящик чаще всего был размером 1 на 1,5 метра и высотой 0,5. В него помещали урны с прахом человека и, после каждого захоронения, присыпали сверху землей. Со временем такое сооружение получалось включенным в курган.

Исследователи отмечают сильные следы огня на этих постройках. Есть различные гипотезы, к примеру, что они воспламенились от угольков с погребального костра. Но наиболее правдивой признают теорию, согласно которой жители ближайшего поселения сами сжигали постройки. Над причинами, почему они так поступали, еще идут споры, но самые популярные - при переходе на другое место жительства или при заполнении ящика. Во втором случае, возможно, они поджигали только оградку, так как она была нужна, чтобы поддерживать форму насыпи.

На восточной части, Ока, помимо описанных выше форм, встречались и сооружения по своей конструкции напоминающие жилой дом, но в уменьшенном размере. Они получили название «домовины». Ниже дано описание одной из них.

Во второй половине прошлого века, в Московской области городе Звенигороде были обнаружены остатки сооружения, которое затем назвали «домик мертвых». Его размеры составляли, приблизительно, 1 на 2 метра, длинные стены вытягивали постройку с севера на юг. Ученые считают, что в высоту сруб достигал 2 метров и имел крышу. Внутри, возможно, был импровизированный очаг, а также деревянные полочки, на которые и ставили урны.

Кроме того, по немногочисленным письменным сведениям, можно сделать вывод о существовании очень маленьких домиков, почти скворечников, стоящих у дорог на столбах или «столпах» - сваях.

Теперь хотелось бы в паре слов описать, как вообще происходил сам обряд.

Первое. Усопшего старательно подготавливали к этой процедуре. С него снимали все украшения (их потом могли принести в дополнительной урне в само погребения) и лишние вещи.

Второе. В это же время сооружали погребальный костер. Он был высотой не менее метра и состоял из хорошо горящих пород дерева.

Третье. Покойника поставляли до места чаще всего на санях. Поджигали костер.

Четвертое. Как только он догорал, пепел, и небольшие остатки костей собирали в глиняные горшки и ставили в курган. Причем это был чаще всего специально изготовленный для такого обряда горшок.

Пятое. В отличие от многих народов, славяне не добавляли жертвенную пищу и личные вещи в костер. Последние, чаще всего не добавляли вообще. А вот пищу также в горшках ставили к урнам.

Шестое. Если речь идет о большой «домовине» или ящике, то спустя некоторое время пункты повторялись. Если нет, то перед сожжением также готовили место погребения.

Седьмое. В случае с захоронением в деревянных ящиках, как говорилось выше, поджигали ограду. А вот в случае с домиками, их окуривали. Возможно, из-за простой игры слов и появились «куриные ножки».

После рассмотрения даже краткой версии обряда, не остается сомнений, что отважные царевичи из сказок, после посещения милой старушки попадали в загробный мир. Не удивительно и то, что из всего многообразия ритуалов и верований, человеческая память пронесла сквозь века именно погребальный обряд.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.