Как менялась Венера в веках?

30 August 2018

Афродита, Фрейя, Венера! Во всех культурах к неподражаемой Богине любви было особое отношение, издревле она была эталоном женственности, образом, состоящим из самых прелестных черт. Вполне естественно, что художники, поэты, музыканты по сей день посвящают Венере свои творения, она манит и будоражит...

Венера один из самых частых обитателей полотен художников, она меняет свой вид, то представая перед нами пышнотелой и златокудрой, то хрупкой и воздушной, меняется её характер от нежного и невинного до дерзкого и порочного, одно остаётся неизменным — необъяснимая притягательность её образа.

Ещё на заре цивилизации человек создавал изображения Богини, и доисторические статуэтки из глины, костей, камня названные потомками «Венеры палеолита», яркое тому подтверждение. Намного позже этот образ воссоздал итальянский художник Джорджоне, представляющий эпоху Ренессанса. Его «Спящая Венера», датированная 1510 годом — шедевр живописи эпохи Возрождения, увидеть её можно в картинной галерее города Дрездена.

Картина, надо сказать, не лишена новаторства, потому как до Джорджоне Венера изображалась каноничной, полностью соответствующей своему мифологическому описанию, как например, ранее написанная Боттичелли (картина «Рождение Венеры»), где новорожденная Киприда только показалась из пены морской и предстала пред нами во всей своей божественной красе. Джорджоне, в свою очередь, явил нам такую Венеру, какой он её себе представляет, простая, гармоничная и спокойная, она возлежит на покрывале, полностью заполняя своим обнажённым телом передний план.

Округлые формы спящей богини перекликаются с изображёнными на заднем плане холмами, придавая картине особую мелодику, мягкий, ровный ритм. Обнажённое тело, расслабленная и открытая поза, рука прикрывающая лоно, а на деле лишь акцентирующая на этом фрагменте внимание зрителя, но несмотря на это Богине удаётся оставаться целомудренной и лишённой всякой пошлости. Любопытно, что великий Джорджоне не успел закончить написание своей Венеры, как и многих современников, чума его не пощадила, работу дописывал его небезызвестный ученик, работавший в мастерской Джорджоне, а именно Тициан.

Вдохновлённый работой своего учителя, Тициан Вечеллио создаёт свою версию пенорожденной. В 1538 году на свет появилась «Венера Урбинская», ныне находящаяся в галерее Уффици. Картина была создана для герцога Урбинского и стала подарком его невесте. Тициан в отличие от Боттичелли и Джорджоне изобразил свою богиню более земной, светской, в интерьере богато убранной спальни.

Однозначного мнения о прототипе нет, в ней прослеживаются черты и дочери художника, и его возлюбленной и даже матери герцога, однако вернее будет сказать, что образ получился собирательным, художник наделил его лучшими чертами, создал свою идеальную женщину, коей и должна собственно быть Венера. Она лежит в той же позе, что и предшествующая ей Спящая Венера, однако на этом сходство между ними заканчивается.

Венера кисти Тициана уверенная, осознающая свою красоту, мягко смотрит прямо на зрителя. Она лежит в постели, за ней у сундука хлопочет прислуга, в руках она держит розу, а в ногах свернулся спящий щенок. Кто она? Реальная и земная, но всё-таки богиня, или куртизанка, почти предлагающая себя зрителю? Может быть эта девушка - невеста? В таком случае сундук — это приданное, а спящий щенок — символ супружеской верности. Какой вы видите Венеру Урбинскую для себя — решать вам, ясно лишь то, что и в наши дни она является одним из самых красивых и женственных образов в мировой живописи.

Но давайте взглянем на работу Эдуарда Мане, его Венера носит имя Олимпия, увидеть ее можно в музее д'Орсе. На создание полотна Мане вдохновили его прославленные предшественники, среди которых был и Тициан. К сожалению, даже этот факт не помог Мане добиться признания публики.

Олимпия вызвала шквал негодования, потому как впервые перед зрителями обнаженной предстала не мифическая нимфа или божественная дева, а вполне живая и настоящая женщина, их современница, часто позировавшая Мане – художница Викторина Меран. Композиция Олимпии полностью повторяет предшествующие работы художников Ренессанса, но в ней заложен совершенно другой характер.

Обнаженная Олимпия лежит на кровати, ее золотистая кожа контрастирует с голубоватыми простынями, в ногах черный котенок, а чернокожая служанка подносит ей цветы — ничего не отвлекает внимание от главной персоны на этой картине. Фон прорисован смазано и нечетко, на контрасте с ним нежно и детально прорисованная Олимпия выделяется по-особому, словно становясь трехмерной. Нарочитая угловатость её тела, так непохожая на мягкие формы предшествующих ей Венер, усиливает её реальность, непокорность и независимость, волевой взгляд только подчеркивает этот эффект. Олимпия смущает и шокирует. К сожалению, современники Мане не смогли принять такую Венеру, художник подвергся травли и даже вынужден был бежать из города, но на сегодняшний день прекрасная Олимпия оценена по достоинству, как и её создатель, её смело можно назвать шедевром импрессионизма.

Словом, Богиня любви остается неисчерпаемой темой для многих поколений художников. Сегодня, в наше далекое от легенд время, она по-прежнему влечет и авторов, и зрителей. И пока существует восхищение особой прелестью женщины, мечты об идеале, жажда любви, Венера не потеряет своего очарования.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.