Круглые броненосцы

21 November 2017

В 1869 году известный русский судостроитель контр-адмирал А.А. Попов (1821-1898) предложил проект плавучей батареи с корпусом круглой формы вместо обычного удлиненного. Сама же идея создания мелкосидящих тихоходных броненосцев для обороны Керченского пролива, Финского залива, возникла еще в 1863 году, когда из-за восстания в Польше крайне обострились отношения между Россией с Францией и Англией.

Решили построить два круглых корабля для Балтийского флота, а также два - для Черноморского. Император Александр 2 «высочайшее соизволил» одобрить сей странный проект. Однако реально построили две «поповки» только для Черного моря, там в результате военного поражения в Крыму, вообще не было никакого флота. Первый Броненосец «Новгород», первый сошел на воду со стапеля в 1873 году, следующий броненосец «Киев» - на два года позже.

Броненосец «Новгород»
Броненосец «Новгород»

У «Новгорода» корпус имел диаметр 30,8 м, в его центре, на небольшом возвышении, размещалась двухорудийная барбетная установка. Орудия 280 мм калибра, могли вращаться на 360 градусов. Главный калибр дополняли 4 «противоминные» пушки, размещенные в надстройке, и шестовые мины. Борт броненосца, как и у «Монитора», едва выступал из воды - на 46 см. Его прикрывали броневые плиты толщиной 229 и 178 мм, палубу - кованые железные плиты в 70 мм. Четыре машины паровые общей мощностью 2000 л. с. придавали ему скорость всего лишь 5,5 узла (10, 1 км/час) - меньше, чем у «Демологоса», построенного на 60 лет раньше.

Броненосец «Вице-адмирал Попов» значительно отличался от «систершипа» : его бортовую броню увеличили до 406 мм, установили орудия калибра 305 мм на снижающем станке системы Рассказова, 6 паровых машин развивали суммарную мощность 3066 л. с. Но скорость возросла только на пол-узла. Не оправдались надежды Попова на то, что круглые броненосцы смогут действовать в открытом море. Они оказались крайне тихоходными, обладали плохой маневренностью и низкой мореходностью, в шторм сильно страдали от ударов волн в условную «носовую часть», а после каждого выстрела из своих мощных орудий минут 15-20 вращались вокруг оси.

Броненосец «Вице-адмирал Попов»
Броненосец «Вице-адмирал Попов»

Во время войны русско-турецкой «Новгород» находился в устье Днепра. "Киев", переименованный в «Вице-адмирал Попов» держал в Керчи, под прицелом своих орудий, одноименный пролив. Впрочем, турки не предприняли ни одной попытки проникнуть в Днепр или Азовское море.

В 1880 году в Глазго была спущена на воду яхта императорская "Ливадия", созданная по проекту Попова. Она тоже имела круглый корпус. На переходе из Англии в Черное море, яхта попала в жестокий шторм в Бискайском заливе. Выяснилось, что круглый корпус обладает исключительной устойчивостью: размах качки не превышал 4-х градусов, тогда как у обычных судов он может достигать 72 градусов. Но зато спереди по курсу волны били в корпус яхты с исключительной силой.

В общем, круглые корпуса «поплавок» так и остались экзотикой. Подражателей не нашлось и в последующие годы после первых испытаний данной идеи.

Тайна непотопляемого броненосца
Факты, усугубившие гибель корабля «Титаник»
Динамитный крейсер «Везувий»
Корабли-тараны