Мистический «Крик» - в чём же загадка?

25 September 2018

Картина Эдварда Мунка, написанная на закате девятнадцатого века перед новой эпохой, кровавой и жестокой. Возможно, автор пытался предостеречь человечество от чего-то? Может от совершения огромной ошибки, стоившей миру десятки миллионов жизней.

Она вызывает в душе каждого бурю мыслей, самых разных, порой ужасных на первый взгляд, открывает тайны человеческой души для самого человека. С ней связано множество необычных и мистических рассказов, возможно, они придуманы суеверными, но ведь есть факты, подтверждающие эти предположения. Но стойте, давайте начнём с самых истоков – взглянем на картину и попробуем её описать.

Итак, на заднем плане мы можем рассмотреть огненно-красное небо, которое пересекается с темно-синим, ледяным морем. Складывается ощущение, что всё вокруг поглотил хаос. Настолько резко сливаются цвета и пространство, гармонируют детали картины. И в центре мы наблюдаем мост, не тронутый стихией, кажущийся нерушимым оплотом чего-то, какой – то мысли, возможно истины. А стоя на нём, прямо на нас взглянуло какое-то существо, напоминающее человека, но без волос и неестественной формой головы. Скорее всего такое сходство с каким-то чудовищем вызвано желанием художника передать всю бурю эмоций, которые испытывает центральный персонаж. Вдали мы видим еще две фигуры, стоящие на мосту, но они совершенно безразличны к происходящему, что только лучше выражает одиночество героя картины.

А теперь можно представить точку зрения самого автора, на смысловую нагрузку этого произведения. Должен отметить, что основная мысль взята с реального случая, произошедшего с художником. Как он рассказывает, проходя с двумя друзьями по тропинке, он вдруг увидел, как кроваво-красное небо встречается в столкновении с черно-синим фьордом и городом. Остановившись от сильнейшего волнения, он почувствовал тот самый крик, пронзающий природу. Теперь мы вполне понимаем, что есть две версии, которые объясняют причину происходящего на картине.

Первая – перемены в природе так поражают человека, что он полностью проникается её кричащим настроением. Вторая состоит в том, что деформации, хаос, окружающий мост, который, кстати скорее всего выступает как некая стена между миром природы и общества, появились из-за крика человечества в целом, который включает в себя его стремление больше потреблять, а тем самым разрушать природу, начинать войны, за обладание итак исчерпаемыми ресурсами. Причина всего именно человек, его деятельность.

На мой взгляд, именно вторая версия верна. Автор предостерегает человечество, что природа не вечна и очень хрупка. Не стоит нарушать её вековой баланс. Он пытается заставить человечество одуматься, можно сказать, предсказывает события последующего века: две мировые войны, множественные разрушения во всём мире, создание атомного оружия. Нарушение экологического баланса на планете.

Но смысл этого произведения искусства остаётся актуальным и до сих пор: пусть и очень тяжело воспринимаемое на первый взгляд содержание картины, но вполне понятный скрытый смысл твердят в один голос: «Люди, время остановиться!».

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.