«Последний день Помпеи» — загадочные лица картины Брюллова

Глядя на это полотно, погружаешься в одну из величайших трагедий человечества. Карл Брюллов увековечил в памяти людей гибель города у подножия вулкана. Что же таит в себе тот самый «Последний день Помпеи»?

Карл Брюллов был сыном известного французского скульптора, переехавшего в Россию. Привитая с детства любовь к искусству и красоте в дальнейшем указала жизненный путь ему и его братьям, трое из которых также стали художниками. Несмотря на творческую натуру, уже с самых первых шагов молодой Карл столкнулся с трудностями. Западные именитые художники считали, что он не сможет добиться успеха. Тогда, в самом начале своей деятельности, он и подумать не мог, что всемирную славу ему принесёт изображение события, произошедшего много веков назад.

В 79 году нашей эры произошло мощнейшее извержение вулкана Везувий. Как утверждают исследователи, это была серия разрушительных смертельных извержений огромной мощности. Несколько городов, в том числе Геркуланиум, Стабия и Помпеи, были полностью погребены под обломками, потоками лавы и упавшим с неба пеплом (его толщина достигала 7 метров). Накануне извержения многие люди спешно покидали Помпеи, но на момент трагедии в городе оставалось более двух тысяч жителей. О последнем дне накануне этого страшного события Карл Брюллов рассказал в своей картине, написанной в 1833 году.

Картина стала потрясением и открытием не только для России, но и Европы. В год написания её показывали в Риме, в 1834 картина покорила Париж. О появившемся шедевре не умолкали разговоры и слухи. Картиной восхищались и вдохновлялись Пушкин, Гоголь, Баратынский.

Под впечатлением от картины был и император Николай I, который назначил Брюллова профессором Императорской Академии художеств. В дальнейшем друзьями и почитателями творчества Брюллова стали Пушкин, Крылов, Глинка.

Однако рождению шедевра предшествовал долгий период работы над ним и изучения материала. Карл Брюллов лично посещал раскопки города Помпеи, видел руины погибшего города. Именно это вдохновило его на создание своего шедевра. Популярная в то время тематика судьбы людей и целых народов повлияла на масштабность и эпичность полотна. Карл Брюллов вспоминал позднее, что раскопки города не давали ему покоя, а находясь на их месте, он будто перемещался во времени, в далёкий и страшный день. Помпеи завладели сердцем художника, вызвав вдохновение и трепет.

Писалось всё тоже «с натуры». Как рассказывал Брюллов, он даже позицию для написания картины выбрал такую, чтобы видны были и городские ворота, и сам Везувий. Самой главной трудностью было передать дух античности – художник хотел сохранить классические формы в изображении, но словно взглянуть на них по-новому.

Художник сумел не только живо и ярко изобразить события прошлых веков, но и оставить частичку себя в шедевре. И действительно – если внимательно посмотреть на одного из персонажей, тоже художника с ящиком кистей на голове, увидим черты самого Брюллова. Навеки запечатлённой на полотне осталась и его возлюбленная, Юлия Самойлова. Она запечатлена в образах четырёх людей: матерей с дочерьми и малышом, девушки с сосудом и горожанки, падающей с колесницы.

Трагизм и бессилие человека в борьбе с грозной стихией – это главные мотивы картины. Брюллов подаёт нам интересную интерпретацию, когда городская тьма – не есть зло, а свет от извержения – далёк от добрых сил. Это во многом противоречит традиционным канонам, но именно этот момент является особенностью полотна.

Каждый персонаж картины рассказывает свою историю, а потому смотреть на неё можно (и даже нужно) долго, чтобы понять весь смысл и силу, заложенную в ней. В самом центре – погибшая женщина, рядом с которой лежит ребёнок, в его глазах – отчаяние и боль. Рядом с ним – молодая семья, укрывающая своих маленьких детей, один из которых удивленно тянется к мёртвой птице. Взрослые сыновья несут старика-отца, а находящийся неподалёку от них конь, почуяв беду, хочет сбросить всадника. Каждый пытается унести то, что ему особенно дорого: художник – инструменты, старый священник – кадило. А вот рассыпанные на дороге драгоценности уже никому не нужны.

Множество тонких деталей в этой работе очень точно подмечены талантливым автором. На протяжении шести лет Брюллов с трепетом и любовью собирал материал и создавал свою картину. Само полотно в 30 квадратных метров было написано менее, чем за год.

Именно картина «Последний день Помпеи» доказала Европе величие русских художников. Ученики Брюллова называли шедевр «Картиной» – именно так, с большой буквы, ведь в нём было воплощено всё, к чему стремится истинный художник. Многие соратники Брюллова вспоминали, что он работал на таком пределе своих сил, что порой едва не падал, выходя из мастерской. Но писать всё равно не прекращал. Свою силу воли и порыв души он вложил в этот неповторимый шедевр, о котором можно говорить бесконечно, но лучше единожды увидеть.

Сейчас картина находится в Государственном Русском музее, где является предметом неугасающего интереса современной публики. Правдивая подача, огромные размеры полотна, красота персонажей, замершее изображение героев картины, которые, кажется, вот-вот оживут и придут в движение – всё это не может не восхищать. Несмотря на то, что меняются времена, проходят годы и даже века, Брюллов сказал нам о главном: даже перед лицом смерти, несмотря ни на что, человек должен оставаться человеком.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.