Триера — новый тип корабля в Древней Греции

Наука мореплавания в Греции была довольно развитой, но вот когда она там возникла сказать нельзя. Возможно, что с давних времен, так как существует множество мифов, которые упоминают о морских плаваньях минойской цивилизации.

Изначально суда были малых размеров, поэтому выходить на них в глубокие воды никто не решался, да и карт тогда не было. Корабли не были достаточно прочные, поэтому даже не сильный шторм мог их разрушить. Исходя из этого, можно утверждать, что первое судоходство было прибрежным.

Примерно в 7 веке до н.э. корабли стали делиться на два типа. Греция расширялась, и ее колонии были вблизи Черного и Азовского морей, а также на Средиземноморье. Первый тип кораблей это торговые корабли, которые двигались благодаря парусам. Габариты таких кораблей были не большие в длину, но зато они были широкие. Корабли военного типа были длиннее и в основном передвигались за счет гребцов. Иногда весел на корабле было больше 100.

В 5 веке до н.э. в Греции появляется новый тип корабля, который еще долго будет востребованным. Данные корабли назывались триеры и имели гребцов, которые были расположены в три ряда. На корабле находились моряки, численностью в 20 человек. Они контролировали, чтоб в исправности были все важные узлы корабля. Также был хоратор, который командовал гребцами. Их было 130-160 человек. Соответственно были и солдаты, примерно 50 воинов под командованием командира. Главным на триере был триерарх и его правая рука кормчий.

Триера Греции
Триера Греции

Благодаря археологам и историкам, сегодня можно иметь представление об основных частях триеры и его устройства. На малом расстоянии находились шпангоуты, которые были закреплены на килевой балке. Она и являлась основной частью всего корабля. Для обшивки использовалась доска, главным критерием которой была толщина. Соединительный материал состоял из гвоздей, нагелей и накладок. Часть триеры, которая находилась в воде, была покрыта свинцом.

На кораблях данного типа мачта находилась посередине, при этом она могла двигаться немного к носу, благодаря гнезду, в котором она находилась. Сама мачта могла быть при необходимости снята и соответственно поставлена назад. Парус имел четырехугольную форму. Длина парусов не могла быть больше общей длины корабля.

Ленормановский рельеф, найденный в Афинах
Ленормановский рельеф, найденный в Афинах

Конечно, археологами было найдено немало доказательств существования триер, но до сих пор ведутся споры по поводу размеров кораблей. Но, большинство историков приходит к мнению, что следует ориентироваться на информацию, которая была получена при исследовании кораблей Античности. В основном длинна кораблей была от 20 до 30 метров при ширине 8 м. Также древние корабли имели таран, который имел обличие барана или какого-то мифического создания.

В теперешнее время в Фалер, который расположен вблизи Афин существует копия триеры «Олимпия». Ее построили в точности с античным типом корабля в 1985 году. Корабль был испытан и осуществил немало выходов в море. Гребцы, которые добровольно согласились принять участие в испытании триеры, смогли достичь скорости в 9 узлов.

Литература: Кузнецов Н.А. «100 великих кораблей».

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.