«Венера Урбинская» кто она?

Многие искусствоведы до сих пор не сходятся в едином мнении о подлинном значении картины Тициана «Венера Урбинская» и ее символизме. Кто-то видит в ней олицетворение супружеской верности, а кто-то игривую похоть и распутство. О чем картина на самом деле?

«Венера Урбинская», пожалуй, самая прославленная картина итальянского мастера живописи Тициана. И несмотря на то, что написана она была в XVI веке, споры о ней звучат и сегодня. Каков истинный посыл художника? Кто был его натурщицей? Эти два вопроса не находят однозначного ответа в среде искусствоведов.

Написана картина была по заказу одного из итальянских герцогов, и поэтому принято полагать, что изображенной девушкой является возлюбленная герцога на которой тот собирался в скором времени жениться. Однако, не менее популярной версией является та, по которой на картине изображена мать герцога. Эта версия основывается на сильном сходстве девушки с картины и матери итальянца, чей портреты Тициан писал уже, по меньшей мере, три раза.

Но главной загадкой является смысл, вложенный автором в свое произведение. На картине перед зрителем на переднем плане предстает лежащая молодая женщина, она нага; в правой ее руке цветы, а левая прикрывает лоно; в ногах спит маленькая собачка. Очевидно, что мастер позаимствовал позу лежащей обнаженной девы у Джорджоне и его незаконченной работы «Спящая Венера». На заднем плане, в комнате, виднеется сундук и служанка, ищущая в нем что-то, а рядом с ней еще одна, что в ожидании смотрит на нее.

По самой распространенной версии композиция полна символов супружеской верности, поскольку картина являлась свадебной. Цветы в одной из рук - общепринятый свадебный образ; прикрывающая лоно вторая рука – аллегория непорочности изображенной Венеры. Немного округленный животик – символ потомства, что предстоит молодой паре. О чистоте и непорочности девушки говорят белые простыни, которыми покрыта постель. Собачка, что преданно спит у ног хозяйки, символизирует верность, а служанки на заднем фоне готовятся к предстоящей свадебной церемонии.

Но обыватель не перестает замечать игривый и уверенный в своей желанности взгляд юной девушки, и потому выдвигает популярную на сегодня версию о том, что на картине изображена куртизанка, приглашающая зрителя разделить с ней постель. В пользу этой версии может говорить и тот факт, что лоно запечатлённой особы находится в композиционном центре картины, а довольно бытовая поза служанки, что на коленях ищет нечто в сундуке – сводит восприятие высокой красоты Венеры к ее плотской привлекательности.

Кем бы ни была эта девушка, она – это высказывание художника об идеале женской красоты: волосы ее светлые, как и у большинства мифологических персонажей, изображавшихся классиками итальянской живописи, а грудь маленькая и округлая.

Можно долго рассуждать об истинном смысле этого шедевра мировой живописи, единое мнение вряд ли будет достигнуто, но так ли это важно? А быть может искать стоит между, и Тициан желал воплотить обе эти ипостаси в одной женской фигуре? Изобразить женщину, сочетающую в себе одновременно и все ценности брака, и загадочную, нежную эротику, указать на переплетение духовного совершенства с совершенством физическим? О чем бы ни была эта картина – она веками трогала своего зрителя, заставляла его рефлексировать и наслаждаться, она стала прототипом «Олимпии» Мане. Она лишний раз продемонстрировала, что все не так просто, каким нам порой хотелось бы это видеть.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.