Крейсер «Варяг»: почему этот корабль считается легендой в России, Японии и в Южной Корее

Варяг – крейсер, построенный по заказу правительства Российской Империи на американских верфях. Поступил на службу в 1901-ом году. Вошел в состав тихоокеанского флота. Изначально базировался, как и вся эскадра, в Порт-Артуре, но потом был переведен в корейский город Чемульпо, поступив в распоряжение российского посольства. В этом же порту находилась стоянка военных кораблей некоторых других мировых стран – Италии, Великобритании, США, Франции.

Крейсер "Варяг" в Порт-Артуре
Крейсер "Варяг" в Порт-Артуре

Для Российской Империи нападение японцев в 1904-ом году стало большой неожиданностью. Противник хорошо подготовился к войне, изучил дислокацию русских кораблей. В итоге, в первый день была совершена атака на флот, стоящий в Порт-Артуре, что привело к серьезной утрате его боеспособности. Японцы прекрасно знали о месте расположения крейсера «Варяг», поэтому отправили к Чемульпо отдельное подразделение боевых кораблей.

8-го февраля 1904 года русский крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» были блокированы в корейском порту. Против двух наших кораблей японцы выставили два броненосных и четыре бронепалубных крейсера, а также восемь миноносцев. Противник имел очень серьезный перевес в силе.

крейсер "Варяг" в Порт-Артуре и броненосец "Полтава"
крейсер "Варяг" в Порт-Артуре и броненосец "Полтава"

На следующий день капитан «Варяга» получил от японцев ультиматум, с требованием покинуть корейский порт. Все прекрасно понимали не равность сил, поэтому капитаны некоторых иностранных кораблей, которые стояли в Чемульпо, предложили Рудневу банально затопить «Варяг» и «Корейца». Учитывая ситуацию, скорее всего такие действия подсчитали бы правомерными и представители российского адмиралтейства. Но капитал «Варяга» решил принять бой.

В 12-ть часов дня крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вышли из Чемульпо, и три часа вели бой с превосходящими силами противника. Согласно отчетам русских моряков, наши корабли смогли потопить один миноносец, нанести серьезные повреждения двум японским крейсерам, а еще один вражеский крейсер затонул от полученных пробоин после окончания боя.

К сожалению, но и «Варяг» получил повреждения, которые не позволили ему пойти на прорыв. В итоге, корабли вернулись в корейский порт, где и были затоплены экипажем.

Японцы, в свою очередь, конечно, заявили, что русские корабли практически ни разу в них не попали. Но тогда почему они с таким уважением относятся к этому кораблю? Японцы подняли его со дна, восстановили и, что необычно, сохранили название! Кроме того, нанесли на борт еще одну надпись: на этом корабле мы будем учить вас, как надо любить Родину».

Подъем затопленного крейсера "Варяг" японцами
Подъем затопленного крейсера "Варяг" японцами

Дальнейшая судьба «Варяга» была не менее необычной. Сначала его использовала Япония в качестве учебного судна, на котором проходили подготовку офицеры. Корабль ходил в Арктику и был вблизи Гавайских островов. Во время Первой Мировой войны был возвращен в состав русского флота. В 1917-ом году оказался на ремонте в Великобритании. Англичане захватили его после того, как революционная власть в России отказалась выплачивать царские долги. В 1925-ом году «Варяг» был отправлен в Германию на слом, но не достиг пункта назначения, затонув в Ирландском море. Часть оборудования легендарного «Варяга» до сих пор считаются реликвиями в Японии и в Южной Корее, а огромное число наших соотечественников знают песню «Врагу не сдается наш гордый Варяг»…

Подписывайтесь на наш канал, если вам было интересно. И не забывайте ставить «Лайк» - нам будет очень приятно!