Жестокий бог Баал-Хаммон. Зачем в Карфагене приносили в жертву младенцев

23 December 2019
9,3k full reads
3 min.
12k story viewsUnique page visitors
9,3k read the story to the endThat's 72% of the total page views
3 minutes — average reading time

Последним "цивилизованным" государством античности, где практиковались человеческие жертвоприношения, был Карфаген.

Терракотовая скульптура, изображающая Баал-Хаммона.
Терракотовая скульптура, изображающая Баал-Хаммона.

Баал-Хаммон, которому беззаветно поклонялись пунийцы, считался одним самых кровожадных богов древности. Причем в жертву приносились не рабы или военнопленные (к которым чувство жалости вроде бы слабее всего), а младенцы - первенцы мужского пола из лучших семей.

"Был в их городе бронзовый образ Крона (Баал-Хаммона - Авт.), простирающий свои руки ладонями вверх и наклонно к земле, так что каждый из детей помещенный на это самое место, скатывался и падал в специальные зияющие ямы, заполненные огнем", - описывает чудовищную статую в Карфагене греческий историк Диодор Сицилийский, отмечая, что в то время, как к пунийскому городу подступили гоплиты сиракузского тирана Агафокла (307 год до н.э.) в жертву было принесено двести младенцев.
Обряд жертвоприношения на современном рисунке.
Обряд жертвоприношения на современном рисунке.

Считалось, что удовлетворившись такой жертвой, "Владыка жара", как называли Баал-Хаммона, обеспечит карфагенянам богатый урожай, отвратит эпидемии и дарует победу над ливийцами, греками и прочими врагами. Чаще всего Баал-Хаммон, бог финикийского пантеона, символизировавший изобилие, плодородие и достаток, ассоциируется с греческим Кроносом (и, соответственно, римским Сатурном), который, как известно, завтракал собственными детьми и едва не съел самого громовержца - Зевса.

Ритуал поклонения Баал-Хаммону на старинной гравюре.
Ритуал поклонения Баал-Хаммону на старинной гравюре.

Вопрос, почему в Финикии, а затем в Карфагене практиковались детские жертвоприношения, до сих пор дискуссионный. Историк Э. Липиньски предполагает, что в основе могло стоять убеждение, что первенец всегда предназначен богу. Поэтому, мол, и приносился в жертву первый ребенок мужского пола. Возможно, изначально жертвы были постоянными, но с течением веков ситуация менялась: младенцев стали убивать лишь во время бедствий - таких, как война, стихия или эпидемия. Причем невинной жертвой чаще всего становился не абы кто, а отпрыск знатной и влиятельной фамилии - сын карфагенского сенатора или даже суффета (высшее должностное лицо в Карфагене). Известно, что во время осады карфагенским войском греческого Акраганта, в армии пунийцев началась эпидемия чумы. Тогда военачальник Гамилькар "принялся молить богов, по обычаю своего народа, дав Кроносу в жертву мальчика, а Посейдону множество скота, утопив его в море" (цитата по Диодору).

Или другой пример. Во время осады финикийского Тира войском Александра Македонского в 332 году до н.э. кто-то из жителей финикийского города предложил вспомнить обычаи дедов и сбросить со стены младенца - чтобы умилостивить Баал-Хаммона и отвратить от города фаланги Александра. Но совет старейшин отклонил это предложение. И Александр Македонский после долгой и напряженной осады город покорил.

Детские жертвоприношения практиковалась в Карфагене и его колониях вплоть до покорения североафриканской республики Римом во II веке до н.э. (сам же культ прожил еще, как минимум, четыреста лет и соседствовал с христианством). Однако это были единичные случаи, потому что массовая практика прекратилась гораздо раньше - в конце VI века до нашей эры. И, что интересно, закончилась она не потому, что пунийцы вдруг одумались и стали более гуманными, а по той причине, что им просто приказали так больше не делать. Карфагеняне вынуждены были подчиниться, ибо просьба, а, вернее, требование исходило от самого могущественного монарха того времени - персидского царя Дария I Великого.

Обстоятельства того дела мы находим в кратком сообщении римского историка Марка Юниана Юстина:

"В Карфаген прибыли послы от персидского царя Дария. Они принесли с собой царский указ, которым запрещалось пунийцам приносить человеческие жертвы и есть собачье мясо. Кроме того, царь предписывал сжигать тела умерших, а не зарывать их в землю. В то же время царские послы просили помощи против Греции, с которой Дарий собирался воевать (это произошло накануне греко-персидских войн - Авт.). Но карфагеняне отказали в военной помощи из-за непрерывных войн с соседями, в остальном же они с готовностью повиновались царю, чтобы не показалось, что они во всем оказывают ему противодействие".

Долгое время считалось, что обвинения пунийцев в детских жертвоприношениях - это пустое. Постаралась, мол, греческая и римская пропаганда. Однако несколько находок детских останков в Тунисе и в западной Испании, в тех местах, где располагались храмы Баал-Хаммона и другой крайне почитаемой пунийской богини - Танит, подтверждают страшную версию: Карфаген действительно был одним из самых "людоедских" государств древности.

Источники: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека/ Юстин. Эпитомы сочинения Помпея Трога "История Филиппа"/ Э. Липиньски. Пантеон Карфагена.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как в Древнем Риме императоров превращали в богов
Почему у статуй египетских фараонов разбиты носы