Культ Кибелы: Кто помог Риму победить в войне с Карфагеном

25.06.2018

Шел пятнадцатый год войны Рима с Карфагеном. Остались в прошлом блестящие победы Ганнибала на реке Требии, на берегу Тразименского озера, кошмарный разгром римских легионов под Каннами. Позади был отчаянный рывок карфагенян к Риму. Именно тогда появилась легендарная фраза «Ганнибал у ворот!». Однако пунийское войско (римляне называли карфагенян пунами) было сильно истощено, и взять хорошо укрепленный город Ганнибал был не в состоянии – вернулся на юг Италии. А потом наступил перелом. Образно говоря, в какой-то момент Рим набросил удавку на шею Карфагена и начал медленно, но верно ее затягивать. В 209 году до нашей эры консул Публий Корнелий Сципион разгромил карфагенские войска в Испании, а еще через три года от пунов был очищен практически весь Иберийский полуостров. В 207 году Гасдрубал, родной брат Ганнибала, как и его великий родственник, перешел через Альпы и вторгся в северную Италию. Однако попал в засаду, которую устроили две римские армии, и был разгромлен. В 205 году вышел из войны, заключив мир с Римом, прежде верный союзник Карфагена македонский басилевс Филипп V.

Жрец Кибелы, фрагмент барельефа, III век нашей эры. Рим, Капитолийские музеи.
Жрец Кибелы, фрагмент барельефа, III век нашей эры. Рим, Капитолийские музеи.

Словом, римляне твердой поступью шли к победе. Казалось бы, поводов для беспокойства нет, но в 204 году небо, как пишет Тит Ливий, разразилось каменным дождем: народ и сенат были этим крайне напуганы, а жрецы полезли в древние книги Сивилл. И нашли там пророчество - узнали, что окончательная победа над врагом станет возможной, если в Рим привезти статую древней восточной богини – Великой Идейской Матери богов, иначе говоря, Кибелы. Она, эта статуя, в незапамятные времена спустилась с неба, - точно так же, как и недавний каменный дождь, - и стоит ныне среди азиатских нагорий в древнем городе Пессинунте, не так далеко от легендарной Трои, откуда, как известно, римляне ведут свой род. «Сама статуя, как говорят, является ниспосланной от Зевса – неизвестны ни материал ее, ни мастер, который ее сделал, и к ней не прикасалась рука человеческая», - напишет позже историк Геродиан.

«В Пессинунте в древности фригийцы справляли оргии у протекающей там реки Галла, от которой носят название жрецы богини. Когда же стало возвышаться государство римлян, им, говорят, было дано предсказание, что их держава пребудет прочной и очень возвеличится, если они привезут к себе пессинунтскую богиню. Отправив послов к фригийцам, они потребовали статую; согласия они добились легко, ссылаясь на родство и перечисляя преемственность поколений от фригийца Энея до них самих».
Геродиан «Римская история от Марка».

Весной 204 года в устье Тибра появилась трирема, на ее борту - священный груз: крупный камень в форме фаллоса, иссиня-черный и при этом переливающийся на солнце всеми цветами радуги. Вместе с камнем на корабле – смуглые жрицы и белокожие жрецы в желтых просторных одеждах. С попутным ветром корабль плывет к Риму, но внезапно садится на мель – в том месте, где и отмели никакой не было. Все попытки сдвинуть трирему ни к чему не приводят. И шестерка лошадей, и восьмерка, и даже слон, доставшийся как трофей после победы над Гасдрубалом, не могут снять судно с мели. И тогда перед народом появляется юная жрица богини Весты, из тех, что должны сохранять девственность до самой смерти. Незадолго до этого ее обвинили в самом страшном – в том, что она порочна, - а значит, не может больше служить Весте, да и жить больше не может. «Позвольте богам решить, осталось ли у меня самое ценное, - говорит она. – Пусть это скажет она, чужестранная богиня из Пессинунта, Матерь всех богов». После этих слов весталка снимает с себя пояс, привязывает к носу корабля и делает несколько шагов вперед.

Трирема покачнулась на волнах и… пошла дальше, словно освободившись от оков.

Черный фаллос вручают самому лучшему римлянину – на эту роль сенаторы выбирают Публия Корнелия Сципиона, - а затем несут по городу целомудренные римские матроны, после чего статую устанавливают в самом центре Рима, на Палатинском холме.

«Богиню несли на руках посменно; весь город высыпал навстречу; перед дверями домов, мимо которых ее несли, стояли кадиль­ни­цы с ладаном; молились, чтобы она вошла в Рим охотно и была милостива к нему. Ее поместили в храме Победы на Палатине накануне апрельских ид; день этот стал праздником. Множество людей несли на Палатин дары; богине был устроен лектистерний и игры; их назвали Мегалесийскими».
Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга XXIX

Обряд выглядит дико. Гремят кимвалы и истошно визжат флейты, смуглолицые восточные жрицы кружатся в танце вокруг черного фаллоса, царапают себе лица, завывают, впадают в экстаз от песнопений, по камням струится кровь жертвенных быков. Но не только. Светловолосые жрецы в желтых одеждах также уносятся в вихре безумного танца. А потом достают спрятанные до поры кинжалы и начинают наносить раны – себе и друг другу, после чего, словно по команде, в один момент… оскопляют себя. Вращая безумными глазами, кричат:

- Аттис! Аттис!

Римляне с удивлением и ужасом смотрят на происходящее, им странно видеть такую разнузданность и дикость, им кажется, что их добродетельные боги также удивлены, если не шокированы. Кто-то из римлян вспоминает древний миф про Аттиса и Кибелу. Матерь всех богов влюбилась по уши в необычайно красивого юношу, а тот посмел ей изменить с речной нимфой Сангарией. И тогда разгневанная Кибела наслала на возлюбленного исступление, да такое, что Аттис, не раздумывая, оскопил себя. Лишь после этого получил прощение богини и вознесся на небеса.

Андреа Мантенья. Введение культа Кибелы в Риме, XVI век.
Андреа Мантенья. Введение культа Кибелы в Риме, XVI век.

Мы, конечно, не знаем, что почувствовали римские боги, принимая в свою компанию Кибелу, но эта кровавая взрослая игра, которая произошла на Палатине весной 204 года, определенно стоила свеч. Вскоре после жертвоприношений Матери богов Сципион высаживается в Африке и начинает угрожать непосредственно Карфагену. Следом за ним с остатками армии покидает Италию Ганнибал. Полководцы встречаются в октябре 202 года у местечка Зама, и великий Ганнибал терпит сокрушительное поражение. После этого судьба Карфагена в этой войне окончательно решена: по условиям мирного договора африканская республика теряла все заморские владения, весь флот, ежегодно выплачивала Риму огромную контрибуцию, а вести войны, даже с соседними дикими племенами, Карфаген отныне мог только с согласия и одобрения римского сената. Публий Корнелий Сципион получил за победу над Ганнибалом прозвище Африканский, а культ восточной богини Кибелы настолько прижился в Риме, настолько глубокие пустил корни, что Великая матерь богов стала успешно соперничать с традиционными римскими богами. И в эпоху поздней империи, когда восточный разврат окончательно отодвинул на второй план традиционную римскую добродетель, Кибела, можно сказать, даже победила.

Битва при Заме. Итальянская картина XVI века.
Битва при Заме. Итальянская картина XVI века.

Культ Великой Идейской Матери богов происходит из Фригии – исторической области в центральной части Малой Азии. Описание Фригийского царства мы встречаем еще у «отца истории» Геродота. Из древнегреческих мифов нам известно и о самом знаменитом фригийским царе - Гордии. Это он завязал узел, который предложили распутать Александру Македонскому, когда тот со своими фалангами высадился в Малой Азии. «Кто развяжет этот узел, покорит весь мир», - сказали фригийцы Александру. Македонский царь распутывать не стал, он узел разрубил. И покорил половину мира. Что касается черного фаллоса, культа Кибелы, то он появился, вероятно, задолго до Александра и задолго до Гордия: как только на землю Фригии – ниспосланный Зевсом – упал крупный метеорит иссиня-черного цвета.

Статуя Кибелы VI века до нашей эры, Фригия. Хранится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Статуя Кибелы VI века до нашей эры, Фригия. Хранится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.

Кибела была одним из главных божеств не только у фригийцев, но и у соседних народов. Вероятно, еще в эпоху древних вавилонян и хеттов появились ритуалы, связанные с экстатическими песнопениями и танцами, с безумными оргиями, с ритуалом оскопления жрецов – любовников Кибелы. Когда же в центральной части Малой Азии поселились голубоглазые светловолосые галлы – галаты (это произошло в начале III века до нашей эры), они, разумеется, переняли мощную энергетику древнего восточного культа (как позже переняли ее римляне), и в служители Кибелы – любовники Матери всех богов - нередко выделали красавцев из своей среды. Когда культ Кибелы прижился в Риме, жрецами также чаще всего становились галлы. Этим объясняется тот факт, что среди жрецов Кибелы обычно было много блондинов.

Что касается римских граждан, то им, несмотря на неоценимую помощь, оказанную Кибелой в изнурительной войне с Карфагеном (никто ведь не сомневался, что повергнуть Ганнибала помогла именно Матерь богов), вступать в «орден черного фаллоса» было категорически запрещено.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!