25 159 subscribers

В Палестине нашли снаряд от пращи с именем Зевса

750 full reads

В последнее время археологам везет на античные боеприпасы, а, точнее, - на свинцовые снаряды для пращи. Один из них в октябре попался при обследовании альпийского ущелья Крап-Сес: на свинцовой бляшке стояло клеймо XII Непобедимого легиона (благодаря этой и другим находкам удалось в общих чертах воспроизвести ход боя между римлянами и варварами-ретами). Другой снаряд нашли совсем недавно в Палестине, на раскопках к югу от города Хеврон. И он тоже оказался, что называется, "именным" - на снаряде можно прочитать два слова: Зевс и Трифон. И если с богом-громовержцем более-менее все ясно, то для того, чтобы понять, кто такой Трифон и почему он соседствует с всесильным Олимпийцем, нужно немного углубиться в историю Ближнего Востока.

Сверху читается "Зевс", снизу - "Трифон".
Сверху читается "Зевс", снизу - "Трифон".
Зиф - место археологических раскопок южнее Хеврона.
Зиф - место археологических раскопок южнее Хеврона.

Последним по-настоящему крупным царем из династии Селевкидов был Антиох IV Эпифан, третий сын знаменитого Антиоха III Великого, рискнувшего в начале II века до нашей эры скрестить меч с Римом и потерпевшего сокрушительное поражение. Согласно условиям мирного договора с римлянами, один из сыновей Антиоха Великого должен был отправиться в Италию в качестве заложника. На эту роль был выбран как раз третий сын, который в то время носил имя Митридат. В почетном плену юноша провел несколько лет, в 175 году до н.э. он с триумфом вернулся на родину и был провозглашен царем под именем Антиоха IV Эпифана (отец и два его старших брата были к тому времени мертвы).

При Эпифане держава Селевкидов, истерзанная войной с Римом и восстаниями на востоке, пережила некое подобие расцвета. Антиоху даже удалось победить своего "кровного" конкурента из династии Птолемеев и на время оккупировать Египет (присоединить богатую страну к царству Селевкидов помешало вмешательство Рима).

С увлечением занимался Антиох и внутренней политикой. В частности, едва взойдя на трон, Эпифан провозгласил масштабную программу "возвращения к корням", то есть возрождения в своем восточном государстве греческого и македонского духа (предок Антиоха и основатель царской династии Селевк Никатор, напомню, был одним из военачальников Александра Македонского). Ученые назвали этот процесс эллинизацией. Антиох увлеченно, как и где только мог, насаждал эллинскую культуру, религию и образ жизни. Он строил богатые храмы и роскошные статуи, помогал возводить культовые сооружения греческим городам (в первую очередь Афинам), поднял на неимоверную высоту культ главного эллинского бога - Зевса.

Но в какой-то момент реформы (если это, конечно, можно назвать реформами) забуксовали. Население державы Селевкидов было крайне неоднородным, полиэтническим. И если греки, македоняне и по большей части сирийцы принимали "новую культурную политику", то древняя Иудея раскололась. Причем примерно пополам. Если часть евреев без особых вопросов принимала царские новшества, то их оппоненты были крайне ими раздражены и даже готовы были взбунтоваться. Последней каплей стали события в Иерусалиме. Во-первых, Антиох закрыл Иерусалимский храм, Бейт а-Микдаш, на Храмовой горе - святое место для всех иудеев. Во-вторых, воздвиг на его территории алтарь Зевса. В-третьих, собственноручно совершил жертвоприношение: зарезал на алтаре кабана, забрызгав кровью "грязного" животного намоленные иудеями камни.

Мраморный бюст Антиоха IV Эпифана.
Мраморный бюст Антиоха IV Эпифана.

Простить такое было сложно. И евреи не простили. В 166 году до н.э. священник Иуда Маккавей начал войну против Антиоха. За два года иудеям удалось, как минимум, трижды разгромить отряды, которые царь посылал для подавления мятежа. В 164 году до н.э. Антиох погибает во время похода на восток, политика в отношении иудеев смягчается (в частности отменяются запреты на иудейские богослужения), однако война Маккавеев на этом не заканчивается - евреи больше не согласны на какие бы то ни было компромиссы, они готовы умирать за собственную независимость. И многое у них получается. Еще в 166 году до н.э. они захватывают Иерусалим, и в последующие два десятилетия территория свободной Иудеи только увеличивается. Маленькое государство крепнет в боях.

Античные пращники.
Античные пращники.

Этого не скажешь о большом государстве - царстве Селевкидов. После смерти Антиоха Эпифана некогда могущественная держава начинает гнить изнутри - из-за ожесточенной династической борьбы. За два десятилетия на троне сменилось пять царей: Антиох V, Деметрий I, Александр Балас, Деметрий II, Антиох VI... Практически каждый из них кроме борьбы за власть с конкурентами пытался снова привести евреев к покорности, однако безуспешно. Последователи Иуды Маккавея (сам Иуда погиб в бою с войсками Деметрия I в 161 году до н.э.) сдаваться не собирались.

Воевал с евреями и пришедший к власти в Селевкидском государстве в 142 году до н.э. и самозванец Диодот Трифон, бывший военачальник Деметрия II. Вероятно, в одном из боев кто-то из пращников Трифона и "потерял" снаряд с именем Зевса, обнаруженный археологами в окрестностях Хеврона в ноябре 2021 года.

Диодот Трифон, как и почти все правители царства Селевкидов той поры, пробыл у власти недолго - всего три года. И кончил плохо, даже очень. Ему удалось заключить мир с иудеями, но следом за этим Трифон организовал резню безоружного еврейского отряда и приказал казнить преемника Иуды Маккавея - первосвященника Ионатана, с которым еще недавно обнимался. Такое коварство не могло укрыться от богов Олимпа. В 138 году до н.э. войско Трифона было разгромлено силами нового сирийского царя Антиоха VII Сидета, а сам самозванец бросился на меч.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Антиохова война. Как римские легионы остудили пыл «величайшего» из Селевкидов. Часть I

Антиохова война. Как римские легионы остудили пыл «величайшего» из Селевкидов. Часть II

Побоище при Магнезии. Как Рим заставил Азию молить о пощаде