Курган Куль-Оба. Курганы скифов Пантикапея

8 June 2020
463 full reads
6 min.
1k story viewsUnique page visitors
463 read the story to the endThat's 46% of the total page views
6 minutes — average reading time

В отличие от него, соседний курган Куль-оба, что означает «пепельный холм», преподнес своим исследователям несколько килограммов чистого золота и сплава золота с серебром в виде различных украшений.

В 1830 году экспедиция обнаружила здесь погребальную камеру. В склепе были похоронены три человека.

Двое из них принадлежали к особам знатного рода: на их телах отливали золотом и серебром многочисленные украшения. Наиболее значимые из находок — массивная золотая гривна на шее весом почти полкилограмма, золотая чаша весом 700 граммов, украшенная изображениями бородатого скифа и медузы Горгоны, и 400-граммовая диадема. Сейчас клад, который нашли археологи в Куль-обе, оценили бы в сотни миллионов долларов. Интересно, что Золотой курган был чуть ли не в два раза больше «пепельного». Учитывая, что в древности по высоте кургана судили о статусе умершего, можно предположить, что и драгоценностей там было вдвое больше.

В российских исторических источниках первое упоминание о селе Куль-Оба имеется в Камеральном Описании Крыма от 1784 года. Но село существовало ранее, описание лишь зафиксировало его наличие на то время. В селе был обнаружен выдающийся скифский царский курган.

Схема захоронения кургана Куль-Оба
Схема захоронения кургана Куль-Оба
Схема захоронения кургана Куль-Оба

Куль-оба был первым скифским царским курганом, раскопанным в современную эпоху. В 1830 году, была обнаружена каменная могила с богатыми драгоценными артефактами, которые вызвали всплеск общественного интереса к скифам. Особый интерес представляли собой причудливые гранулированные серьги с фигуркой Ники, которые находятся сегодня в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Гробница была построена примерно от 400 до 350 до н. э., вероятно, группой греческих каменщиков из Пантикапея. План помещения почти квадратный, размером 4,6 на 4,2 м. Ступенчатое хранилище до 5,3 м в высоту. Деревянный потолок, возможно, был разработан, чтобы имитировать скифскую палатку, которая была украшена балдахином с золотыми бляшками.

Когда археологи с опаской спустились в склеп, они были разочарованы: при тусклом свете свечей их взору открылась ужасающая картина полного хаоса. Дюбрюкс позднее писал: «Разрушенные доски и бревна, изломан­ный катафалк, вероятно служивший ложем трупу погре­бенной здесь женщины, повреждение стен, частью уже обрушившихся, частью угрожавших падением, — все это заставило меня сказать г. Стемпковскому, оставшемуся наверху, тогда как я с работниками вошел в склеп, что он уже обыскан». Однако это заключение Дюбрюкса оказалось преждевременным. Едва только начали рас­чищать погребальную камеру с целью ее обмера и зари­совки, как тотчас, словно из рога изобилия, посыпа­лись находки одна неожиданней, богаче и интереснее другой.

Общая схема захоронгений в скифских курганах. Существенное отличие скифских от курганов саков- Погребение скифов располагалось выше уровня земли, а саков и сарматов и гуннов- ниже уровня земли.

Погребения оказались совершение нетронутыми. Все здесь лежало в таком состоянии, как в момент похорон тысячелетия назад. Лишь дерево, ткани и кости частично истлели и рассыпались.

В склепе были похоронены три человека. Главное за­хоронение принадлежало знатному воину, лежавшему на деревянном катафалке. Это, должно быть, был человек очень высокого роста. В отчете Дюбрюкса указано, что длина его бедренной кости равнялась десяти с полови­ной вершкам -16.67 см — размер бедра человека ростом 193 см). Покойник был облачен в праздничный роскош­ный наряд. На голове — остроконечная войлочная шапка в форме башлыка, богато украшенная нашитыми на нее золотыми бляшками. На шее — массивная золотая гривна весом 461 г, скрученная в виде жгута из шести толстых проволок; концы ее украшены скульптурными фигур­ками всадников-скифов. На руках и ногах — золотые браслеты тончайшей ювелирной работы. Все платье по­гребенного было расшито множеством золотых тисненых бляшек.

Рядом лежало его оружие: меч, лук и стрелы,кнемиды. (Кнемиды — поножи, предметы греческого оборонительного доспеха, защищавший колени и голени воина.) Рукоять и ножны меча, а также футляр для лука и стрел, так называемое налучье, или, по-гречески, го­рит, были обложены золотыми пластинами с вытиснен­ными на них изображениями борющихся зверей и фан­тастических животных; бронзовые поножи покрыты позо­лотой. Рядом с оружием лежали рукоятка кожаной нагайки, оплетенная золотой лентой, точильный камень в золотой оправе и роскошная золотая чаша — фиала — весом 698 г, сплошь украшенная чеканными изображе­ниями многократно повторяющихся бородатой головы скифа и маски мифической медузы Горгоны.

Все свидетельствовало о том, что погребенный здесь воин был лицом самого знатного происхождения, пред­ставителем высшей власти, возможно, скифским царем.

Рядом с ним, на полу, лежал скелет женщины, оче­видно, его жены или наложницы. Некогда ее тело по­коилось в саркофаге из кипарисового дерева с росписью, украшенном пластинами из слоновой кости. Часть этих пластин орнаментирована поразительными по тонкости и изысканности исполнения гравированными рисунками. На них изображены сцены из древнегреческой мифоло­гии («Суд Париса» и др.), охота скифов на зайцев и т.д.

Как и «царь», «царица» была похоронена в роскош­ном праздничном наряде, расшитом множеством золотых бляшек, число которых достигало нескольких сотен. Го­лову ее украшала электровая диадема. К ней принадле­жат, вероятно, и тяжелые золотые подвески, найденные у пояса женщины. Это — всемирно известные два заме­чательных медальона с изображением головы богини Афины Девы (Партенос) в шлеме. Изображение воспро­изводит голову знаменитой хрисэлефантинной (т. е. сде­ланной из золота и слоновой кости) статуи богини, из­ваянной великим скульптором Фидием в 40-е годы V в. до и. э. для храма Парфенона в Афинах. Здесь же были обнаружены еще две пары золотых подвесок — под­линных шедевров античного ювелирного искусства. Под­вески сделаны столь поразительно тонко, что изображе­ния на них можно рассмотреть лишь через сильное уве­личительное стекло.

На шее «царицы» были ожерелье и тяжелая золотая гривна весом 473 г. Возле погребенной лежали два ши­роких золотых браслета и бронзовое зеркало, ручка ко­торого обложена золотым листом. Они, подобно оружию царя, украшены изображениями в скифском «зверином» стиле.

Тело царя лежало у восточной стены на роскошном деревянном ложе. Его социальное положение было отмечено диадемой, окружающей его голову, увенчанной остроконечным головным убором с золотыми подвесками. Его шея была украшена большим золотым диском весом в 461 грамм. Каждое запястье было украшено одним, двумя или тремя браслетами. В специальное отделение ложа были уложены фиал, кнут, нож и колчан, все это с инкрустацией золотом или драгоценными камнями.

Слева от ложа стоял саркофаг, изготовленный из кипарисового дерева и слоновой кости. Рядом покоилась женщина, вероятно, жена царя или наложница. Ее тело было не только в парчовом платье, но также с диадемой, крупными золотыми подвесками, парой ажурных сережек, золотыми дисками, золотым кулоном и двумя золотыми браслетами. На ее стороне было помещено также бронзовое ручное зеркало с позолоченной ручкой. Чашка из электрума, разместившись между ее ног, изображает сцены из скифской мифологии.

Останки раба (вероятно, возничего) были обнаружены у южной стены. В особой нише в стене содержались кости лошади, шлем, бронзовые ножны и два наконечника копий. Несколько серебряных чаш и бронзовые котлы, содержащие бараньи кости были размещены вдоль стен гробницы. Внутри амфор были обнаружены следы сухого вина. Ряд бронзовых наконечников стрел были разбросаны по полу.

Археологи, нашедшие могилу, не нашли тайную комнату под ней. Комната была обнаружена значительно позже и уже была разграблена неизвестными, хотя некоторые из пропавших драгоценностей были впоследствии получены российским правительством.

Более всего эти скифские захоронения напоминают по технике исполнения знаменитые толосы бронзового века Эллады.

Так что само принадлежность Боспорского Царства не видится греческим, а скорее, судя по находкам было скифским, затем сарматским и гуннским.

подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/profile/editor/historyrus

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

https://ridero.ru/books/krito-mikenskaya_kultura_i_religiya_kak_chast_indoevropeiskoi_kultury_epokhi_bronzovogo_veka/

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_i_semero_grezyashikh/

Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери

Легенды Севера

https://ridero.ru/books/bliznecy_s_alatyr-ostrova_deti_mertvoi_materi/Мертвая царевна с Запретного острова. Семь повестей о Эльге

https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_s_zapretnogo_ostrova_sem_povestei_ob_elge/

Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий

https://ridero.ru/books/syn_zvezdy_rozhdennyi_goroi_aleksandr_velikii_1

Шереметев. Лабиринты познания

https://ridero.ru/books/sheremetev_labirinty_poznaniya