Чеченцы и ингуши - коренные народы Кавказа

10.03.2018

Восточнее Осетии – по правобережью Нижнего Терека и его бассейна с рекой Сунжей вплоть до непроходимых снеговых гор с древнейших времен жили вайнахские племена. В XVIIIв. – как раз к началу интенсивной российской колонизации Кавказа, они сложились в два близкородственных народа: галгай на западе – в верховьях Сунжи и по ее притоку Ассе, и нохчий на востоке – на Терском и Сунженском хребтах, Сунженской низменности и в горах за нею.

Народ галгай первые русскоязычные поселенцы – терские казаки, появившиеся на Сунже в XVIIв., по названию предгорного селения Ангушт стали называть ингушами, народ нохчий по названию селения Чечан (Чечен-Аул)  на Сунженской низменности – чеченцами.

Чеченский и ингушский языки относятся к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи. Чеченцы являются (за исключением проживающих преимущественно в диаспоре адыгов) самым многочисленным коренным народом Северного Кавказа, их число составляет около миллиона человек.

У вайнахов из всех северокавказских народов особенно сильно сохранились родоплеменные традиции в организации общества. Выраженной знатной прослойки у них не существовало.

Чеченцы. Фото Дж. Кеннона
Чеченцы. Фото Дж. Кеннона

Засушливость степей по Нижнему Тереку в совокупности с частыми набегами войск различных держав сильно ограничивала продуктивность скотоводства. В горах из-за особенностей рельефа (Боковой и Главный Кавказский хребты на юге, Андийский хребет на востоке служат барьером, удерживающим поступающую с Атлантики воздушную влагу), наоборот, довольно высокое количество осадков, отчего горные склоны, как на Западном Кавказе, густо покрыты лесами, что ограничивало число самих пастбищ. Таким образом, традиционное хозяйство вайнахских народов чаще лишь обеспечивало удовлетворение основных потребностей их родовых общин, но редко служило источником богатства.

Периодически вайнахов посещал голод, от которого погибало население. Поэтому у ингушей и чеченцев не сложилось собственной аристократии, феодального строя, а обусловленная выраженной бедностью земли необходимость прочной взаимоподдержки способствовала консервации общественных отношений, неизменному сохранению родоплеменной организации.

Вайнахи управлялись родовыми старшинами; в отличие от других кавказских народов, все мужчины в чеченском или ингушском обществе принадлежали своему роду, а не родителям, и любой мужчина, способный носить оружие, мог по своему усмотрению покинуть отчий дом. Изгнание из рода считалось у вайнахов самым тяжким наказанием: без родовой поддержки прожить среди гор, лесов и степей, где не было богатых владетелей, набиравших себе работников и личных стражей, было очень трудно. Изгнанники, называвшиеся у горских народов Кавказа абреками, обычно селились в малолюдных местах в глубине гор, жили разбоями и кражами. Поскольку род не оказывал абреку защиты, тот мог быть безнаказанно убит кем угодно.

Раненый абрек в окружении товарищей. Рисунок. XIX век
Раненый абрек в окружении товарищей. Рисунок. XIX век

Чеченцы и ингуши, до середины XIXв. называемые русскими общим словом кисты (от их грузинского названия «кисти»), жили в укрепленных каменными селениях, где проживали, как правило, семьи одного рода. Поэтому многие чеченские и ингушские села носят название основавшего их рода (тейпа), хотя в настоящее время в одном селе давно уже проживают люди из разных родов. В середине селения возводилась каменная башня с небольшими окнами, в которой в случае военной опасности укрывались женщины, дети и старики.

Традиционное жилище строилось из обмазанного глиной плетня, который легко можно было восстановить в случае разрушения, но часто обносилось каменным забором.

В средние века вайнахские общины попали в вассальную зависимость от владетелей Кабарды и Кумыкии – этнотерриториальных областей, где уже сложился достаточно развитый феодальный строй. К XVIIIв. в связи с экономической конкуренцией сильных и богатых государств (Крымского ханства, Османского Халифата, Иранской и Российской империй) влияние кабардинских князей и кумыкских шамхалов пришло в упадок, прежде единая Кабарда распалась на ряд более мелких феодальных владений. В связи с этим вайнахские народы вышли из подчинения Кабарды и Кумыкии, однако продолжали нередко терпеть грабительские походы соседних феодалов.

кумыки
кумыки

Жившие весьма бедно, вынужденные постоянно защищать скудные плоды своего хозяйства, чеченцы и ингуши выработали непревзойденную на Кавказе оборонительную тактику, искусство скрытно атаковать более сильного противника, нанося ему тяжелый урон, и стремительно отступать в горно-лесные дебри. Это позволяло им не только успешно отражать походы соседних князей, но и самим совершать дерзкие вылазки в кабардинские и кумыкские владения, восполняя недостаток в собственном скоте за счет угнанного у более богатых соседей. В характере вайнахов закрепились такие черты как свободолюбие, нежелание повиноваться кому-либо, кроме собственной родовой общины, исключительная неприхотливость и простота в быту, сильная неприязнь к духовной слабости и трусости. Обороняя родовое селение или попав в окружение, чеченцы и ингуши сражались с исключительным упорством, вплоть до полной гибели. Попадание в плен одного воина считалось позором для всего его рода. Вайнахи, как и все кавказские народы, умели хорошо вести бой, сражаясь верхом на лошади, однако все же предпочитали использовать лошадь только как средство быстрого передвижения к месту боя или, наоборот, отступления, а биться пешими. Воины очень метко стреляли из засады.

Родоплеменные традиции, отсутствие погони за обогащением, которое было в давние времена практически невозможно в вайнахской среде, делали чеченцев и ингушей сильно привязанными к родной земле. Связанным со стойкой родовой организацией пережитком первобытнообщинной системы было похожее на культ почитание предков. Считалось, что духи предков оберегают род от всевозможных несчастий, и чеченцы и ингуши предпочитали селиться в местностях, где были захоронены их предки, регулярно проводили ритуальные торжества у старинных могил.

Уже в XIXв. – после присоединения к России, этот древний культ смешался с исламским вероучением, и могилы основателей некоторых местных мусульманских религиозных течений являются местами паломничества их последователей.

В настоящее время можно сказать, что в горных районах Чечни и Ингушетии больше всего сохранился традиционный горско-кавказский уклад жизни.

Чечня сегодня: мечеть в  Грозном
Чечня сегодня: мечеть в Грозном

Оставить комментарий можно здесь : http://history-thema.com/kavkaz-geografo-etnograficheskiy-ocherk-chast-ii/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!