Что такое Дагестан?

10.03.2018

В степных районах по правобережью Нижнего Терека, включая восточную часть Сунженской низменности, предгорья и плоскогорья крайней северо-восточной части Большого Кавказа располагается этническая территория проживания кумыков. Кумыки являются потомками кипчаков, смешавшихся в древние времена с жившими здесь племенами, вероятно, родственными ираноязычным предкам азербайджанцев. Культура и уклад жизни же кумыков сложились под влиянием горских народов Кавказа. Кумыкский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи.

Ко времени российской колонизации Кавказа кумыки имели уже довольно развитый феодальный строй. Во главе народа стоял шамхал – верховный князь; местом проживания шамхальского рода было селение Тарки на предгорной возвышенности вблизи побережья Каспийского моря. Шамхалу подчинялись удельные феодальные владетели.

Самая северо-восточная часть гор Большого Кавказа, подходящая почти вплотную к побережью Каспийского моря, характеризуется особенной крутизной высоких гор, будто прорезанных глубокими речными долинами и ущельями. Исторически эта область носит название Дагестан, что в переводе с тюркского означает «страна гор». Высокий Андийский хребет, отделяющий Дагестан от лежащей западнее Чечни, служит барьером на пути распространения влажного атлантического воздуха, поэтому в горах Дагестана выпадает самое малое на Большом Кавказе количество осадков. Растительность на них развивается не так густо, и в некоторых местностях они напоминают источенные перепадами температур и ветром Скалистые горы американского запада. Нижним горным поясом являются горные степи, но в глубине гор, где они достигают большой высоты, и на них конденсируется влага, распространяются редколесье и фрагментарные лесные массивы, на вершинах – вечные снега и ледники.

Особенно резкая расчлененность рельефа Дагестана способствовала изолированному развитию отдельных групп населения горных долин, поэтому Дагестан является родиной нескольких десятков народов, из которых самые многочисленные, в свою очередь, разделяются на различные субэтнические группы. При разнице языков и местных культурных особенностей, народы Дагестана имеют в общем идентичные основные культурные черты и характер быта.

Дагестанцы селились на горных склонах в сложенных из камня домах с плоскими крышами, внутри разделенных на комнаты плетеными и заштукатуренными перегородками. Крыша поддерживалась деревянными колоннами, установленными внутри дома. Дворы обносились высокими оградами из камня, который в связи с большими площадями открытых скал имеется в горах Дагестана в изобилии. Многие дома имели два этажа, из которых верхний являлся жилой частью, нижний – помещением для содержания скота и хранения предметов быта.

Селения обносились высокими каменными стенами, ворота в них на ночь запирались. Внутри также находились каменные башни для обзора и укрытия населения в случае военной тревоги. Дома в селении располагались беспорядочно и очень скученно; иногда крыша одного дома служила одновременно двором дома, располагавшегося выше по склону. Улицы были извилистые, нередко тоннелями проходили под подворьями, заканчивались тупиком.

Обыкновенно в селении находился родник, из которого набирали воду. Вокруг родника располагалась площадь – годекан, служившая местом общественных собраний.

годекан
годекан

Все это превращало каждое дагестанское селение в крепость, которую очень трудно было взять штурмом. Расположение возле связывающего Европу и Азию Дербентского прохода, богатых прикаспийских городов делало Дагестан постоянной мишенью для вторгающихся из разных земель захватчиков, поэтому население гор издревле привыкло быть готовым в любой момент защитить себя и свое имущество. Помимо искусственных укреплений, возведенных в селении, естественной крепостью его жителям служили окрестные скалы и крутые склоны гор. Люди нарочно выбирали для проживания наиболее неуязвимое место, попасть в которое можно было только по двум – трем узким дорогам-тропам, хорошо просматривавшимся с дозорной башни.

Развалины старого селения в Дагестане
Развалины старого селения в Дагестане

В то же время соседство с важнейшим торговым путем Средневековья, прямая связь с Иранской империей и Мангытским Юртом обусловливали то, что дагестанцы из всех народов Большого Кавказа в XVIIIв. были наиболее развитыми в культурном и социальном отношении, а также жили значительно богаче. Уже с VIIIв. – на многие столетия раньше, чем у других народов Северного Кавказа, в Дагестане распространялся Ислам; город Дербент был пограничной крепостью средневекового Арабского Халифата. Каждый мальчик имел возможность обучаться в исламской школе.

В позднее Средневековье Дагестан был единым исламским феодальным государством, которым управляли шамхалы из рода горского этноса лакцев.

Но к XVIIIв. единое дагестанское государство распалось на несколько довольно примитивных феодальных государств, самым крупным и сильным из которых было Аварское ханство, управляемое ханами из горного селения Хунзах. Существовали и народы либо просто сельские общины, которые не зависели ни от какого земного владетеля и управлялись родовыми старшинами. Правитель дагестанского государства сильно зависел от родовой аристократии, которая была его главной опорой. В то же время решительным словом в государственной политике обладало народное собрание. Общество управлялось на основе шариатского права и местных неписаных обычаев – адата. При этом часто адат противоречил общим предписаниям Ислама, но общество предпочитало следовать сложившимся веками собственным традициям

Подавляющее большинство народов горного Дагестана говорит на языках нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи, что указывает на их исконно кавказское происхождение. Однако к началу российской колонизации дагестанские языки настолько сильно отошли друг от друга, что представители разных народов не могли и не могут общаться между собой каждый на своем языке без переводчиков. Кумыки и азербайджанцы Дербента говорят на языках тюркской языковой семьи, таты и горские евреи – на языке иранской языковой семьи. В качестве языка межнационального общения в Дагестане XVIIIв. использовался кумыкский, так как грамматика и фонетика тюркских языков значительно проще таковых в иберийско-кавказских языках.

Наиболее многочисленными народами Дагестана являются аварцы (центр и запад гор), даргинцы (восток), кумыки (север), лакцы (центр), лезгины (юг). Хотя подавляющее большинство населения исповедует Ислам суннитского направления, некоторые народы являются преимущественно шиитами (азербайджанцы Дербента и его окрестностей, часть татов), христианами-монофизитами (другая часть татов), иудеями (горские евреи, по культуре идентичные татам).

аварки
аварки

кумыкский воин
кумыкский воин

Основой хозяйства народов Дагестана было овцеводство на горных пастбищах, которых в Дагестане достаточно, в том числе мало заносящихся зимой снегом. На склонах, сходящих к Каспийскому морю, развито садоводство и виноградарство. Некоторые общества, наиболее известное из которых – даргинское селение Кубачи, издревле традиционно промышляют изготовлением качественных и красивых украшений, посуды, предметов быта, национального оружия.

Лезгинка. (худ. Василий Верещагин)
Лезгинка. (худ. Василий Верещагин)

Оставить комментарий можно здесь : http://history-thema.com/kavkaz-geografo-etnograficheskiy-ocherk-chast-ii/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!