Что такое Имамат Шамиля

Жестокое поражение Даргинской экспедиции М. Воронцова в 1845г. показало, что Россия не обладает достаточными ресурсами, чтобы в ближайшие сроки покорить горную полосу Кавказа. Поэтому российское командование на Кавказе после того надолго прекратило экспедиции в глубь гор, занявшись в основном укреплением Кавказской линии, чтобы предотвратить прорыв ее горцами и возвращение ими ранее завоеванных Россией земель. Имам Шамиль со своими ближайшими сподвижниками прочно обосновался в горном чеченском селении Ведено, которое на четырнадцать лет стало столицей созданного мюридами первого в истории объединенного государства разных народов Северного Кавказа – Северокавказского имамата или Имамата Шамиля. Это было государство в полном смысле этого слова, в административном отношении необыкновенно развитое для Северного Кавказа того времени.

вид на Ведено с  гор
вид на Ведено с гор

Территория Имамата, включавшая в себя первоначально Чечню и бóльшую часть Дагестана, позднее формально – и некоторые районы Западного Кавказа, была поделена на ряд областей – вилайетов. Во главе области стоял назначаемый имамом мудир; область делилась на районы, возглавляемые наибами; районы делились на округа во главе с мазунами, а в каждый округ входило несколько сельских общин, каждую из которых возглавлял выборный старшина, называемый дибиром в Дагестане и туркхом в Чечне. Административные начальники руководили и военным контингентом, набиравшимся на подведомственных им территориях. Представительная власть была объединена с судебной. Высшим представительным и судебным органом был диван-ханэ – высший государственный совет, состоявший из авторитетных народных представителей. Иногда диван-ханэ отклонял постановления самого Шамиля, которые не понравились бы народу. В то же время имам мог наложить вето на любое постановление диван-ханэ, которое считал противоречащим интересам государства.

В особых случаях имамом созывался консультативный совет высших должностных лиц и исламских ученых. Диван-ханэ являлся высшей инстанцией по отношению к муфтиям – шариатским судьям областей, а муфтии – по отношению к кадиям – судьям округов или общин. Высшая же власть в государстве – как административная, так и духовная, принадлежала имаму. Имам был во всех отношениях высшим начальником, верховным судьей, руководил поклонением Богу своего народа. Его решения обжаловались редко. Контроль за должным функционированием государственной системы, борьбу со злоупотреблениями должностных лиц, а также контрразведывательные функции осуществляли мухтасибы – тайная полиция, подчиненная лично имаму. Вся власть, делопроизводство, государственная политика осуществлялись в соответствии с шариатом, на основании которого имам издавал официальные законы – низамы, постепенно заменявшие неписаные горские обычаи – адат. Обычаи, противоречащие шариату, бескомпромиссно отменялись, следование им запрещалось. В частности, под страхом строгого наказания (нарушителей сажали на осла задом наперед и, вымазав лицо сажей, возили по селению) были запрещены любимые кавказскими народами песни и пляски. Осуществлялось государственное перераспределение продуктов питания и фуража, чтобы в случае неурожая или, что бывало еще чаще, разорения русскими войсками пострадавшие общины не вымирали от голода; жители разрушенных в ходе войны сел обязательно получали приют в других селах.

В Имамате была создана постоянная армия, сменившая традционные горские народные и феодальные ополчения. Все боеспособные мужчины, достигшие возраста 15 лет, должны были нести воинскую службу. Только несколько общин были освобождены от воинской обязанности, но при этом должны были заниматься сельскохозяйственными работами и снабжать государство продуктами и фуражом. Элиту вооруженных сил составляла гвардия имама – муртазеки, выполнявшие также полицейский надзор за соблюдением шариата в стране. Была учреждена система войсковых подразделений, выплаты воинам жалованья, воинских наград и знаков трусости (воины, проявившие трусость в бою, должны были носить пришитые к одежде куски материи до тех пор, пока проявленным героизмом не смывали позор, – уже классический горский обычай). Прибывший на Кавказ инженер из Египта Хаджи Юсуф (одновременно исполнявший обязанности посла Шамиля к османскому двору) стал руководить производством горцами собственной артиллерии.

В начале 40-х гг. XIX в. Имамате было учреждено также почтовое сообщение. Под властью Шамиля прежде воспринимавшиеся остальным миром полудикими горные кавказские области с необыкновенной быстротой преображались. В Дагестане полицейские функции исполняли чеченцы, в Чечне – дагестанцы, что позволяло исключить клановость и родоплеменную поруку в государственной системе. Через лазутчиков, пробиравшихся сквозь российские кордоны в Закавказье в Османский Халифат, были установлены дипломатические отношения с Портой. Шамиль признавал себя подданным османского султана, в то время считавшегося покровителем всех мусульман-суннитов, и обязался во всем ему повиноваться.

султан Османской империи Абдул-Меджид I
султан Османской империи Абдул-Меджид I

Шамиль жил в Ведено в укрепленной высоким частоколом и рвом усадьбе под охраной муртазеков. Правление его имело резко выраженные авторитарные черты: хотя он периодически был склонен прислушиваться к мнению своих сподвижников, в основном вся политика вершилась по его единоличным указаниям. Авторитаризм Шамиля продолжал усиливаться в последующие годы. Сам Шамиль как правитель был суров и крайне принципиален: все время существования Имамата его карательная машина работала очень активно. Однако по-другому привлечь к единому порядку горские общины, среди которых были еще очень сильны пережитки прежнего родоплеменного строя, любовь к вольной жизни, сочетаемая с сильным консерватизмом, в то время  было просто невозможно. Сам Шамиль подобно исключительно почитаемому мусульманами халифу (правителю) Умару Ибн аль-Хаттабу требовал от приближенных быть готовыми отрубить голову ему самому, если он нарушит шариат Аллаха. Рассказывается, что однажды он приговорил к наказанию плетьми собственную мать, когда та передала ему просьбу нескольких чеченских обществ о дозволении подчиниться России, и лично нанес ей несколько ударов. Однако исполнить наказание полностью ему оказалось морально не под силу, и тогда он распорядился, чтобы оставшееся число ударов было нанесено ему самому, пригрозив, что убьет на месте того, кто попробует их ослаблять. Хотя достоверность этого эпизода убедительными источниками не подтверждается, он красноречиво свидетельствует о характере Шамиля как правителя.

В Имамате, помимо мусульман, также проживали христиане (армяне, таты, перебежчики из русских казаков и солдат) и иудеи (горские евреи). Их правовой статус также основывался на шариате: они не могли принимать участия в государственном управлении, за государственное покровительство уплачивали особый налог – джизью, но тоже являлись подданными, их жизнь, честь и имущество охранялись законом, они имели право строить свои храмы и свободно исповедовать свою религию. Любой немусульманин мог принять Ислам и войти в мусульманскую общину на полных правах. Впоследствии в Имамате даже стали создаваться целые русскоязычные военные подразделения из принявших Ислам перебежчиков.

Прочитать полную версию и оставить комментарий можно здесь: http://history-thema.com/nezavisimyiy-duh-protiv-samoderzhaviya-kavkazskaya-voyna-chast-xi/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!

Авторское право защищено©history-thema.com 2018 Условия копирования на сайте.