Как жили арабы до Ислама?

Развитые державы поздней античности и раннего Средневековья: Римская и Византийская империи, Сасанидский Иран, воспринимали Аравию, сплошь покрытую знойными безводными пустынями, как полудикую и бедную землю. Ее население римляне, византийцы и иранцы обычно представляли как вольных кочевников, перегоняющих по бескрайним пескам стада овец и верблюдов. На самом деле арабы-кочевники – бедуины, составляли меньшую часть населения Аравийского полуострова, просто в связи с тем, что им в пустынном регионе требовались широкие угодья, чтобы пасти скот, они редкими стойбищами расселялись по большинству его территории. Но в основном арабы вели оседлый образ жизни, довольно скученно населяя оазисы и долины пересыхающих рек – вади, где имелись снабжавшие их водой колодцы.

бедуины
бедуины

Оседлые арабы занимались скотоводством на опустыненных пастбищах и земледелием на более увлажненных участках в долинах. Они разводили сады, в которых выращивали большей частью стойкую к длительной засухе финиковую пальму. Бедуины жили в переносных шатрах, оседлые арабы – в глинобитных домах. Города могли обноситься каменными стенами.

Традиционная арабская архитектура
Традиционная арабская архитектура

Арабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство.

арабский воин
арабский воин

Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.

Только на юге Аравийского полуострова – в области под названием Йемен, существовало древнее государство (не путать с современным  государством Йемен в той же области) с довольно богатыми торговыми городами. Однако от Римской империи, Византии и Ирана его отделяли тысячи километров безводной пустыни – Неджда, служившей ему естественной защитой от воинственных устремлений императоров. Редкие города, основанные торговцами, находились также в горных долинах западной части полуострова, где было больше оазисов и колодцев. Арабские купцы торговали верблюжьей шерстью, финиками, маслом, которые скупали у земледельцев и скотоводов и верблюжьими караванами везли на север – во владения империй, где выгодно перепродавали. Из торговцев и военных предводителей в арабских городах к началу VIIв. сложилась родовая знать, которая встала во главе племен.

Финиковая пальма
Финиковая пальма

Арабский этнос не был консолидирован, каждое племя, из которых он состоял, управлялось по своим обычаям и отношения с другими племенами выстраивало по своему усмотрению. И сами арабы, в первую очередь, относили себя к своему племени, а потом уже к арабам вообще. Племя обычно возводило свои корни к какому-то одному предку, а все арабы – к древнему пророку Исмаилу (Измаилу). Племя делилось на роды, тоже происходящие от одного предка, во главе родов стояли старейшины – шейхи. Во главе всего племени стоял вождь – эмир, являвшийся и военным предводителем.

Суровость природных условий, отсутствие наводящей порядок единой власти приводила к распространению разбоя и грабительских войн, когда более бедные роды и племена пытались поживиться за счет грабежа более богатых. Поэтому важное место в жизни арабов занимала военная подготовка, военному искусству арабские мальчики обучались с детства. Каждый мужчина был воином, непременно владел оружием. Основным оружием были длинные мечи, копья, лук и стрелы. Арабы сражались как конными – на лошадях и верблюдах, так и пешими. В схватке часто использовался щит против ударов врага. Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков.

В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.

В религиозном отношении подавляющее большинство арабов придерживалось языческих верований. В основе их религиозных представлений лежал культ того же Бога – создателя Вселенной, что и в Иудаизме и Христианстве. Его арабы называли Аллах – от древнего семитского слова со значением «бог, божество»; подобным именем – Элях, Бога называют и некоторые древнеиудейские тексты. Однако если иудеи и христиане почитали Бога как единого, то арабы-язычники считали, что кроме Бога – Аллаха, существует еще ряд богов младшего порядка, которым они поклонялись наряду с Аллахом. Других богов арабы изображали в виде идолов, которые помещали в святилищах и проводили вокруг них религиозные обряды. Своим богам арабы приносили жертвы из скота, иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Например, существовал обычай принесения в жертву первого родившегося в семье ребенка мужского пола.

В отличие от иудеев и христиан, арабы-язычники не верили в жизнь после смерти, а следовательно, и в посмертное наказание за грехи при жизни. Поэтому в древнеарабской среде было распространено обыкновение жить, что называется, «на всю катушку» с буйными празднествами и возлияниями, доставшейся от первобытных времен мужской половой свободой, грабительскими вылазками на территорию соседних племен. Многие обычаи древних арабов выглядят, с нашей точки зрения, развращенно, например, женщины некоторые религиозные обряды совершали в обнаженном виде.

Религиозным центром всех арабов-язычников был построенный пророками Исмаилом и его отцом Ибрахимом (Авраамом) храм кубической формы – Кааба, находящийся в городе Мекка в Западной Аравии. К Каабе периодически совершали паломничество – хадж, люди со всех концов Аравии. Человека, держащегося за стену Каабы, нельзя было убить. Регулярное паломничество к Каабе, сопровождавшееся жертвами многочисленным богам и подношениями служителям их культа, приносило очень большой доход жившему в Мекке и ее окрестностях племени курайш (курайшитов), которое фактически было самым влиятельным из арабских племен.

Кааба в старину
Кааба в старину

Кааба сегодня
Кааба сегодня

Однако помимо приверженцев языческих верований, среди арабов встречались и иудеи, и христиане, в некоторых местах населявшие целые города. Также встречались ханифы – люди, верившие только в одного Бога – Аллаха, и отрицавшие существование других богов, но при этом не следовавшие ни иудейской, ни христианской религии.

В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий.

Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат.

Прочитать полную версию и оставить комментарий можно здесь :

http://history-thema.com/arabyi-do-islama/

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк» (палец вверх), а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!